В Хошимине или Сайгоне (как вам удобно) есть знаменитый Музей американских военных преступлений . Сегодняшнее название более политкорректно и звучит так "Музей жертв войны". Находится он в центре города, на небольшой тенистой улице Vo Van Tan, 28, 3-й округ(в названиях улиц Сайгона, есть что-то Парижское - все эти округа или districts, милое колониальное наследие французов.) Автобус привез нас, небольшую группу туристов, рано утром и получив подробную инструкцию от провожатого, как вести себя , мы разбрелись по зданию . О музее я много читал и вот, наконец, оказался внутри. Пожалуй это самый маленький музей, из тех, где я был- всего три этажа комнат, каждый этаж размером со школьный актовый зал. Экспозиции наполнены в основном фотографиями военных хроник , а также образцами американского вооружения и амуниции. Еще музей хранит личные вещи военных, куски фюзеляжей сбитых самолетов, бетонные конструкции(предназначение, которых я так и не понял) и тому подобное. На одном из этажей детские антивоенные рисунки , а в одном из залов, наряду с невероятно жуткими фотографиями (результат от применения напалма и хим.атак), выставлены эмбрионы в стеклянных колбах, как в кунсткамере.
Первое. что я увидел, оказавшись внутри, это фотографии американских солдат .
Английским я не владею и не смог осилить сопроводительные описания. Но это парни, так или иначе, ставшие у себя на родине изгоями, предотвратили или уменьшили военные преступления своих товарищей (как при резне в Сонгми) или рассказали независимым журналистам о том ужасе, что творился во Вьетнаме. Вообще первый этаж,очевидно, носит примеряющий характер. Много фотографий с раскаявшимися американцами, бывшими военными, которые периодически посещают Вьетнам. Есть, например, стенд с медалями, от которых отказался солдат. Определенное умиротворение приносит и большая сувенирная лавка, с обычными безделушками для туристов, находящаяся в первом зале, а также фоном звучащий , по всем этажам, Леннон. Поднявшись выше , видишь уже непосредственно военную хронику тех событий. Большинство фотографий знаменито и превратило в классиков жанра своих создателей -военных журналистов. Все эти снимки, напечатанные в свое время в различных изданиях, перевернули общественное сознание , что вылилось в мощное антивоенное движение по всему миру.
На одном из стендов, под стеклом, винтажный Никон...
Жертвы, обычные крестьяне, в деревне Сонгми.
Странная бетонная конструкция, то ли место для пыток, то ли место укрытия.
Копия обложки газеты с резней в Сонгми
Несмотря на ранний час, в музее много посетителей. Один вьетнамец сопровождал группу пожилых европейских туристов и на английском вел свой рассказ. Вести экскурсии в музее могу только вьетнамцы и больше никто. Правило строго соблюдается и наш гид, проживающий во Вьетнаме уже лет десять и явно знавший о войне и о музее больше нас , ожидал нас во дворе. В этом был смысл -тот же Валера( наш гид) пару раз повторялся о неком сожалении, которое присутствует у некоторых южных вьетнамцев, по поводу победы северян и я представляю что он мог нам наговорить здесь о войне.
В музее невероятно огромное количество образцов американского вооружения. Ощущение, что Вьетнам был полигоном, для обкатки и тестирования, всего этого. Каждая винтовка, автомат, гранатомет, базука имеют различные модификации и изменения. Я не ожидал встретить такого разнообразия. Похоже на то, что весь американский военпром с учеными мужьями трудился не покладая рук, над усовершенствованием своих орудий смерти. Если верить гиду, привезшему нас сюда, Кеннеди был противник крупных военных операций, а сменивший его Джонсон почти сразу запустил маховик войны. То есть дал определенным дельцам, да и всей военной промышленности быть готовым понести бремя огромной материальной прибыли. Мои познания, что у американцев была только винтовка М-16, оказались сильно далекими от действительности.
Ниже, знаменитая фотография Ник Ута, которую я впервые увидел в детстве в 80-ых, в каком-то советском журнале. Она поразила меня тогда до глубины души и я до сих пор помню время, место (соседская квартира ) где я ее увидел и мое потрясение.
Ник Ут был по ту сторону баррикад и после падения Сайгона , эмигрировал в США. Напалм по ошибке был сброшен на соседскую деревню и момент трагедии запечатлел Ут. Обычно , по традиции, сброс напалма на деревни приписываются южновьетнамским войскам . В США Ут продолжает трудиться в области фотожурналистики и в 2006 сфотографировал , например, плачущую Парис Хилтон. Большинство фотографий музея жестоки и беспощадны и не трудно представить себе ту мясорубку , что вертелась там. Не ошибусь, если заявлю , что в семидесятые Ад на земле назывался Вьетнам.
Выше еще один знаменитый антивоенный снимок. Его сделал фотограф Эдди Адамс. В дальнейшем Эдди всю жизнь мучился от сожаления, от того, что "испортил" мирную послевоенную жизнь бригадного генерала, казнившего партизана. Генерал Нгуен Нгок Лоану был затравлен общественностью во время своей эмиграции в США и влачил жалкое существование, порицаемый обществом. Фотограф стал публично называть его героем. В этом есть некоторая злая ирония. С одной стороны ты делаешь сильный антивоенный шедевр и Пулитцеровская премия , призвание и все остальное прочее у тебя уже в кармане, с другой ты полностью на стороне южан и преисполнен ненавистью к коммунистам и партизанам. Эдди Адамс постарался усидеть на двух стульях, но мне кажется у него не вышло. Военные ,по обыкновению, выдвинули свою версию происходящего на снимке и расстрелянный был всего лишь мародер и убийца женщин и детей, как впрочем и все вьетконговское партизанское отродье. Во вьетнамской войне , есть один относительно малоизвестный эпизод - операция "Babylift". Это когда американцы вздумали "спасти" около 2000 детей от наступающей северовьетнамской армии. То есть по логике США детей нужно было непременно спасать от кровожадных коммунистов вьетнамцев. Интересно, какая опасность им грозила, если даже сам тамошний президент Джеральд Форд, торжественно встречал самолеты с детьми.
Фото из просторов интернета
Еще немного фотографий американского вооружения.
Почти каждый образец вооружения, сопровождается фотографией солдат с демонстрацией данного изделия. Фотография ниже явно постановочная или , если я ошибаюсь и на ней действительно представлен фрагмент реального боя, где солдаты с остервенением дружно палят в сторону неприятеля. Над фотографией демонстрируются сами "стволы".
Очевидно, остатки сбитых самолетов.
Детские рисунки. Для них выделена маленькая комната. Рядом с ними , на одном этаже, находится зал с последствиями применения "Оранжа", напалма и химатак. Я в него не заходил, лишь издали посмотрел на жуткие фотографии, запечатлевших бездну страданий. Надеюсь всем этим Джонсонам, Никсонам и прочим персонажам, нагревших руки на этих преступлениях приготовлено отдельное место в преисподней, в самой ее жаркой части.
Еще немного фото. Как правило лица вьетнамских девушек партизан на фотографиях спокойны и прекрасны и контрастируют с искаженными лицами мужчин.
Инсталляция. Манекен солдата.
К сожалению все пояснительные надписи к экспонатам идут на английском и вьетнамском языках , которыми я не владею. Многие предметы и пояснительные тексты остались мне неведомы.
Условно все три этажа музея можно разделить так - первый этаж ознакомительный и больше направлен на послевоенный период, второй - содержит фотографии военных действий и предметы американского вооружения , а на третьем фотографии и документы, последствий применения химического и отравляющего оружия. Именно этот третий этаж я меньше всего изучил, поскольку он представлял для меня сильный удар по психике.
Двор музея не менее знаменитое место, где собраны образца американское военной техники -вертолеты, истребители, танки. Все они тщательно ухоженны. Прежде всего удивляет прогресс военных технологий, сделанный после войны -ведь от второй мировой прошло всего 15 лет. А ощущение , что перед тобой самая современная и актуальная техника, собранная в одном месте, в большом количестве. Сразу вспоминаю убийство Кеннеди и его нежелание влазить во Вьетнам. Военная машина стояла к тому времени на всех парах, полностью смазанная и готовая выдвинуться и президент-миротворец был явно помехой... Сменивший его Джонсон не стал медлить. Цена вопроса всей компании , насколько я знаю, вылилась в около 300 миллиардов долларов.
Дальше во дворе , есть помещения, показывающее тюремные камеры и содержание заключенных. Внутри стоит настоящая гильотина(не макет). Аннотацию на английском я осилить не смог, но позже выяснил, что гильотина "действующая", и осталась в наследство от французских колонизаторов, на ней в Южном Вьетнаме совершались многочисленные казни, в основном вьетнамских коммунистов.
Жуткая конструкция из колючей проволоки. Представить внутри нее человека сложно.
Арестант.
Двор музея наполнен трофейным "тяжелым" вооружением.
Некоторые снаряды весом больше тонны весом
В конце, на выходе, ко мне подошел человек . Он был чисто и аккуратно одет, но сильно хромал , опираясь на трость. Человек не имел глаз-вместо них был сплошной рубец и вообще на лицо, его казалась была выплеснута едкая кислота. При этом он самостоятельно передвигался по территории и стало быть обладал зрением. Он протянул мне руку, но увы все деньги я оставил в ящике для пожертвований в музее и помочь ему не смог. Еще одну жертву войны я встретил позже ,на улице Сайгона -старая покалеченная женщина без ног, собирала милостыню. Будете в Сайгоне обязательно посетите данный музей и если получится посетите еще и площадь, где монах Тхить Куанг Дык совершил самосожжение.