В условиях экономического кризиса бизнесу всё труднее развиваться, поэтому те, кто привык жить хорошо, увеличивают капиталы за счёт разорения других. Отсюда рост судебных преследований по экономическим статьям. Чтобы из-за уничтожения перспективных предприятий не развалилась экономика страны, бизнесмены разрабатывают защитные механизмы.
Среди организаторов рейдерских захватов сегодня лидируют банки. Их активность связана с нестабильностью в этом секторе и постоянными изменениями условий Центробанком.
"Если у банкиров нет понимания долгосрочного будущего, то они начинают вести себя как однодневки: срубить и уйти. Сейчас в этом секторе сделанные ранее вложения не окупаются, а сам банк продать невозможно. Поэтому они монетизируют капитал за счёт предпринимателей, у которых забирают бизнес по непогашенному кредиту. Или становятся акционером и присваивают долю прежнего владельца, либо её часть, либо контрольный пакет", - считает бизнесмен и руководитель областного ростовского отделения Партии роста Александр Хуруджи.
Ослабить банковское влияние на процессы экономики могли бы современные технологии, которые в мире уже внедряются. Однако бизнесмен уверен, что перейти на системы электронных расчетов, таких, как, например, BitCoin, получится не раньше, чем через 20-30 лет. Большинство людей, по его мнению, у нас очень консервативно, система обычному человеку пока непонятна, и, следовательно, банки продолжат свое влияние на бизнес до последнего.
Как не дать себя разорить
Самое простое - не брать кредит вообще. Но тогда не удастся развить предприятие. Александр Хуруджи предлагает пренебречь выгодой ради безопасности: брать не одну крупную ссуду в одной кредитной организации, а несколько в разных банках. При этом желательно в недружественных между собой, чтобы им было трудно договориться.
Один из альтернативных способов - инвестиционные фонды поддержки предпринимателей. Среди успешных примеров Фонд развития промышленности (общий бюджет на 2016 год в 23,7 млрд рублей), который известен работой с проектами импортозамещения. Такими, как производство спецматериалов для медицинской одежды и сидений для транспорта в Тверской области, производство роботокомплекса термоупрочнения труб во Владимирской области, производство солнечных модулей в Чувашской Республике. Российский Фонд прямых инвестиций финансировал строительство малых гидроэлектростанций на реке Кемь в Карелии. Ростовское региональное агентство поддержки предпринимателей выдаёт кредиты до трёх миллионов для малого и даже микробизнеса. Плюсы фондов в невысоких ставках - от 5 до 10%. Минус в их малочисленности, небольших возможностях и недостаточной эффективности, поэтому, по мнению эксперта, их будут частично реформировать.
"У нас происходит подмена понятий - инвестиции идут не по привычной во всём мире системе, когда государство даёт деньги, а фондовые компании их распределяют. Существует система посредников, они научились красиво отчитываться, и деньги не всегда распределяются по назначению", - говорит Хуруджи.
Спасательный круг для бизнеса
Поэтому он разработал собственные предложения, которые будет распространять через институт уполномоченного по правам предпринимателей при президенте РФ. По его словам, это будет некая антирейдерская программа.
"Когда предприниматель испытывает преследование, он не может контролировать действия потенциального захватчика, так как занят ведением бизнеса. Но он мог бы отдать эту функцию определённой структуре во временное надёжное управление, которая будет заниматься санацией (улучшением финансового положения, прим. автора) предприятия. Это будет сознательный выбор бизнесмена, которым он сможет воспользоваться, когда увидит опасность наезда или ещё раньше, предупреждая такую возможность", - рассказал автор готовящегося проекта.
Он считает, что такой инструмент может стать "противоядием для акул-хищников". Другого в России пока не существует, есть только поддержка бизнес-омбудсмена, но её явно недостаточно. Предприниматель уверен, что работа такой структуры должна вестись только на коммерческой основе, потому что общественная работа менее эффективна. Предложения сейчас прорабатываются, в дальнейшем их можно внедрить, по мнению автора, в течение полугода в одном регионе, а затем опыт распространять по стране.
"Если институт сохранения бизнеса сейчас не создать, мы получим передел, - уверен Хуруджи. - Предприятия будут переходить от грамотных собственников, создавших своё дело, к собственникам-невежам. Они используют его как набор железяк, которые можно распродать и получить деньги. Мы ни в коем случае не должны допустить, чтобы созданные рабочие места для развития макроэкономики превратились в памятники истории".
Источник:
ПРОВЭД