(no subject)

Jul 28, 2016 11:06

Написал о поездке в Одессу.

Жемчужина у моря

Летим в Одессу. Короткая пересадка в Киеве внезапно напоминает о местном колорите, который проявляется уже здесь - за стойкой регистрации, в разговоре таможенников, в очереди в кафе.

Эту знаменитую интонацию знакомую по репризам Ильченко с Карцевым, озвученную Жванецким, это знаменитое построение фраз, которых ждёшь, пытаешься поймать ухом, на самом деле, в самой Одессе, почти не встречаешь. Спрашиваешь об этом у местных, и они объясняют - город давно стал другим, многие уехали, многое изменилось.... В памяти всплывает последняя поездка в Америку, прогулки по Брайтон Бич, русский ресторан "Татьяна", русские магазины, куда кажется переехал одесский колорит, то восприятие жизни и та интонация. Хотя и на Брайтоне, и в Хайфе это больше иллюзия, в которую хочется верить, как и Михаилу Михайловичу, который на церемонии закрытия Одесского кинофестиваля, под шквал аплодисментов, уверенно произносит "это наш город", хотя живёт он, конечно, в Москве. А потом ты идёшь по этому, южному, тёплому, спокойно переносящему жару городу и видишь всё сам - персонажи Утёсова, Жванецкого, Ильченко, Карцева - герои другой эпохи. Памятник Утёсову, стоит возле Дерибасовской, на видном месте, к нему никто не подходит. Очередь к соседнему монументу - на 12 стуле Ильфа и Петрова хотят сфотографироваться все.

А тогда в киевском аэропорту, пока сидим в ожидании рейса, невольно прислушиваемся к разговорам. Они кажутся необычными, их можно записывать и я конспектирую что-то в Фейсбуке.

Вот семья с американскими паспортами - мама, папа и дочка. С ребёнком говорят на русско-английском эмигрантском диалекте. Видно, что заграницей давно, бывшие одесситы. Обычная "поездка на родину", когда можно и родственников навестить и в море искупаться. В коротком разговоре, невольным свидетелем и почти участником которого вдруг являюсь, весь привычный набор советского человека: бабушка, салат оливье ну и тд. Мама как бы между делом говорит дочке: "Когда нас не станет, будешь рассказывать, что бывала в Одессе". Ребёнок, только что вспоминавший про оливье, переполненный ожиданиями необычного путешествия, разумеется, не понимает весь трагизм этой фразы. Объявляют посадку, пассажиры становятся в нестройную очередь.

Как ни странно, но об этой эмигрантской семье я вспоминал часто, когда гулял по Одессе, знакомился с городом, фотографировал дома, подъезды, людей еа улице. Пытался представить как им после Америки здешняя непростая действительность - обветшалые, когда-то величественные и красивые, а нынче стоящие в полуаварийном состоянии дома, разбитые дороги, не освещённые по вечерам улицы, и целые кварталы из такого далекого советского прошлого, куда вряд ли хочется кому-нибудь возвращаться. А буквально на соседних улицах - прекрасные места с отличным меню, изысканной винной картой и уровнем сервиса, которому позавидуют многие европейцы. Вообще не испорченность западными манерами, когда отзывчивость и желание помочь в порядке вещей - ставят Одессу в ряд городов, куда хочется вернуться, начав новую жизнь - открыть небольшое кафе, цветочный магазин или стильный бар «на районе». Таких мест ещё не так много.

На самом деле, такие города как Одесса, ставят эмигрантов перед непростым выбором - вернуться обратно, и с учётом накопленного опыта жизни в других странах, сделать на родине что-то крутое. По настоящему проявить себя в условиях эмиграции бывает непросто, а здесь, так по крайне мере кажется на первый взгляд, город, где море возможностей.

На что ещё обращаешь внимание в Одессе - идея тотального ЗОЖа ещё не овладела умами. Магазины кроссовок для бега и спортивной одежды совершенно не в тренде, зато большим успехом и популярностью пользуются табачные киоски. Они в городе просто повсюду. Такой пока тренд.

Немного удивил общественный транспорт, дороги, освещение, раздолбанные мостовые - вот это все. В городе, где главная фишка летом это пойти на пляж, вернуться с пляжа, маршруты общественного транспорта, которые идут в сторону моря казалось бы должны быть идеальными. Чтобы марку держать, чтобы приезжали туристы, тусили бы иностранцы, чтобы свои горожане, возвращаясь вечером с моря не думали, что ехать домой придется в переполненном, душном трамвае или ждать его, под каким-то странным навесом, который почему-то называется "остановкой". Я все понимаю, проблемы с финансами, но 5 современных трамваев на весь город купить же можно?...

Между тем, поездки на авто здесь тоже отдельное приключение. Убер только начал осваивать территорию Киева, а одесского водителя, которого вызвал через одну из компаний, можно ждать очень долго или вообще не дождаться. Даже в самый жаркий день - никакого кондиционера, всегда открытые окна и никаких ремней безопасности. Это просто табу. Ехали в такой прекрасной машине, и молодой водитель на полном серьезе доказывал - без ремня безопасности есть шанс спастись, зато будучи пристегнутыми, при столкновении, вы превращаетесь в "кусок мяса". Были несколько ошарашены такими вескими аргументами. "Ну что вы спорите, я фельдшер на Скорой помощи". Ну если так… И спорить мы перестали.

Когда улетаешь из Одессы, очередь на регистрацию долгая, дело пока идёт очень туго, невольно рассматриваешь рекламные плакаты по периметру зала. На многих изображен бравый моряк, по всему видно - капитан дальнего плавания, у которого все в ажуре. Правильный персонаж предлагает взять ссуды в местном банке. Белый костюм, широкая улыбка, ни дать ни взять, хозяин жизни, такому и карты в руки. Ссуды, конечно же, надо брать, чего сомневаться? Стоит ли говорить, что в реальности, за пять дней в Одессе, таких людей я почти не встречал. Рассказы про пенсию в 40 евро и как на неё трудно выжить - случались гораздо чаще.

На прощанье, бывшие соседи по дому подарили жене банку домашнего варенья. "Хрен винницкий с буряком" - написано на этикетке. На крышке ещё одна надпись: "БЕЗ ГМО". Оказалось прекрасным вареньем, за которым обязательно стоит вернуться в Одессу.
Previous post Next post
Up