Метро

Jul 04, 2013 15:03

А на встречи, назначенные в метро, надо приходить загодя.
Ведь это так увлекательно вжавшись в какую-нибудь колонну,
минута за минутой терпеливо всматриваться в человеческие лица в ожидании,
когда из невероятного ассортимента носов, ушей, улыбок и глаз
сложится вдруг единственный дорогой тебе образ.
(с) Олег Зайончковский. Счастье возможно

Мне повезло, я все еще люблю пользоваться метро и в отличие от большинства моих собеседников не испытываю никаких отрицательных эмоций по отношению к этому виду транспорта. Видимо сказывается то, что львиная доля моих поездок под землей пришлась на 80-90 годы, время, когда московское метро даже в час-пик было загружено в разы меньше чем сейчас. Я начала самостоятельно на нем ездить, когда мне еще не было 10 лет, и мне там было всегда надежно и спокойно. Каждая станция сверкала чистотой, каждую я знала "в лицо" и бесчетное количество раз замедляла ход, чтобы в очередной раз рассмотреть расписанные потолки "Арбатской", великолепные арки "Маяковской", суровых бронзовых товарищей на "Площади Революции" и мозаику на "Новослободской". Мне нравилось слышать перестук колес и неизменное "Осторожно двери закрываются", сбегать по эскалаторам, встречаться с друзьями у перехода на кольцевую и сидеть на скамейке в центре зала, разглядывая проходящих мимо людей. И конечно же книги. С собой практически всегда была книга и поездки в метро были гарантированным временем для чтения. Когда я уехала из Москвы и сменила городской транспорт на собственную машину, я часто ловила себя на мысли, что мне не хватает моих "вынужденных" метро-чтений.

Говорят, сейчас московское метро сильно изменилось и теперь каждый раз, когда о нем заходит речь, я слышу, как там невозможно ездить, потому что там душно, грязно и опасно и нормальные люди туда давно уже не заходят. Не знаю, я этого не замечаю так остро. Может быть потому, что для меня поездки на метрополитене давно перестали были насущной необходимостью и превратились в своего рода ностальгический аттракцион, кратковременное возвращение в прошлое. Мое право судить о москвоском метро было променено на авиабилет "Москва - Майями" в один конец. Но когда я все же ненадолго возвращаюсь и снова туда попадаю, то каждый раз отмечаю про себя, что "нормальные" люди там все еще есть, и книги они все еще читают, и места уступают, и смеются о чем-то своем. Не спорю, их стало меньше и многие лица затянуны какой-то непробиваемой безнадегой, но тут уж ничего не поделаешь, слишком неспокойно и душно стало жить в городе.

Кстати, прочитала недавно, что в Московском метро, если ехать по направлению к центру, остановки объявляет мужской голос, а, если ехать из центра, говорит женский голос. Тоже самое на кольцевой линии. При движении по часовой стрелке говорит мужской голос, против часовой стрелки - женский голос. Это сделано для удобства слепых пассажиров. Никогда не замечала. Москвичи, действительно так и есть?

Пытаюсь вспомнить, в каких городах я еще была в метро. Кажется, только в Нью-Йорке и Вашингтоне. Там оно совсем другое, просто даже смешно сравнивать, но все равно есть что-то неизменно схожее и в перестуке колес, и в калейдоскопе сменящихся лиц, в ожидании и в движении. Наверно в каждом городе подземный мир - отражение того, что происходит на поверхности. В Вашингтоне метро очень "приличное", спокойно-функцианальное, без видимых выкрутасов. В Нью-Йорке же это буйство красок, настроений и предпочтений во всех направлениях. И еще Нью-Йоркское метро очень музыкальное. Постоянно в переходах то тут, то там, звучат скрипки, саксофоны, гитары, барабаны или даже какие-нибудь тазы и кастрюли. Если научиться не обращать внимание на духоту и неубранность, то вполне можно прожить без машины, а ради возможности быть зрителем этого бесконечного человеческого шоу, можно про машину и забыть вообще. Вот буквально пару дней назад, возвращаюсь в метро из Манхэттена на Брайтон и наблюдаю за группой молодых людей, состоящей из двух парней и девушки. Один из молодых людей, высокий, симпатичный, безукоризненно одетый негр вздыхает и говорит, что ему обязательно нужно заняться на днях стиркой, потому что у него осталось всего две чистые рубашки. Друг его спрашивает, почему он не отдаст все грязное белье маме, и чернокожий парень 20-ти с чем-то лет с жаром отвечает "Да ты что! Мама совсем не умеет стирать! Смешивает постоянно все в одну кучу, не читает инструкций и не вынимает сразу белье из сушки, поэтому оно у нее все скомканное. Нет, уж лучше я сам!" Хорошо, что я сидела, а то точно упала бы, услышав такое.

Ну вот, хотела написать о купленной только что книге, но почему-то написала про метро. Скучаю по городу. Особенно сильно это ощущаю, когда возвращаюсь в нашу тихую флоридскую деревеньку. Городская я девочка, никуда от этого не деться.

мир в котором мы живем

Previous post Next post
Up