Как гром среди ясного неба ворвалась в просторы СМИ новость о готовности Турции возобновить отношения с «Израилем». Кто-то скажет, что еще ничего не решено, и рано делать выводы, кто-то проигнорирует, концентрируя все свое внимание на группировке ИГ либо на рассуждениях о новоявленной коалиции «исламских стран». Так или иначе, данная новость образовалась не на пустом месте, и даже если отбросить буквальное понимание, то очевидны наметившиеся расклады: а именно, реализация планов американских стратегов по объединению своих союзников и ликвидации врагов.
За последнее время Анкара стала регулярно появляется в сводках СМИ именно по части активной внешней политики. Сначала сбитый русский самолет, далее нарушение суверенитета Ирака, просочившаяся информация о намерении турок создать военную базу в Катаре, участие в созданной Саудовской Аравией коалиции, наконец, апогеем участия Турции в СМИ стала новость о плотных контактах с Тель-Авивом с намерением возобновления отношений.
СМИ пишут о ряде пунктов, связанных с выплатой компенсации сионистами жертв судна Мари Марвара, сделки по Газу и обмен возвращение послов. Но один пункт бросается в глаза: это просьба сионистов о высылке представителя ХАМАС Салеха аль-Арури из Турции. Другой представитель ХАМАС Махмуд аз-Заххар уже попросил официальную Анкару определить свою позицию в данной ситуации.
Есть несколько вариантов объяснения подобного поведения со стороны Турции.
Вероятно, одна из причин антихамасовского шага «новых османов» - это разыгранная стратегия Штатов и сионистов по изъятию штаб-квартиры ХАМАС из Дохи. В силу крепких связей между Турцией и Катаром рано или поздно встанет вопрос о присутствии палестинского движения в Дохе. Для чего это Штатам? В условиях приближающейся мировой войны важно по максимуму задействовать своих союзников, а так как основной театр войны будет на Ближнем Востоке, то, соответственно, сионизм, турки, Катар и прочие должны избиваться от разногласий и расширять взаимодействия. Да, у администрации Обамы не сложились отношения с Нетаньяху, но Штатам нужен сионизм как в первую очередь военный союзник - в силу роста влияния России и Ирана. И для этого необходимо пойти на некие уступки, взамен получив бонусы - так и была разыграна карта с Салехом аль-Арури. Сионисты ликуют в связи с изгнанием палестинского лидера, а Штаты вновь выстраивают стратегическое партнерство Анкары и Тель-Авива. Почему вновь? Потому что в годы «холодной войны» такое сотрудничество приносило множество результатов Вашингтону.
Причина вторая - проект Братьев-мусульман «мертв».
По словам посла Катара в России, проект «Братьев-мусульман» умер, и будущего у них нет. Но с ИГ придется работать: такфиристский феномен зарекомендовал себя с сильной стороны.
Эта оценка сама по себе интересна, если задаться вопросом: что такое Катар? И кто такие «Братья»?
Катар - мизерное государство с запасами нефти и большой американской базой. «Братья-мусульмане» - массовое исламское движение, объединяющее миллионы, с четкой идеологией, своими мучениками и вождями.
Тогда как ХАМАС - это организация, построенная на базе «Братьев», то в некоторой степени палестинское движение относится к сети «ихванов» (стоит отметить, что ХАМАС себя считает все же национальной исламской организацией и на этом делает акцент в вопросах политики). Соответственно, исходя из логики посла, ХАМАС в некотором смысле для Дохи также «мертв».
Поэтому начинается плавное избавление от «ихванов»: начало обрело себя в Турции, далее Катар продолжит эстафету «слива» движения.
Возможно, по этой причине в Ливии отряды, ориентированные на «Братьев-мусульман» отошли в стан аутсайдеров, а слухи о расширении территорий, подконтрольных ИГ, имеют под собой основу.
Добавлю, что визит председателя ХАМАС Халеда Мишааля в Анкару вызван именно тревогой руководства палестинского движения по поводу восстановления отношений между турками и сионистами.
Судьба вновь уготовила сложную ситуацию для палестинского Исламского движения, однако, несомненно, во всех трудностях есть благо, ведь все в нашем мире происходит по воле Всевышнего. ХАМАС получает опыт, что поможет ему в будущем при принятиях решений.
Стоит отметить, что единственный союзник палестинцев из арабских стран - Сирия - оказалась в ловушке гражданской войны и, более того, настоящим полем битвы мировых держав и региональных стран. По этой же причине в сирийское болото оказался втянут и другой друг палестинского народа - Исламская республика Иран. Более того, возникшая в Ираке угроза в лице такфиристкого анклава доставляет Тегерану немало хлопот, как и разгоревшаяся война в Йемене. Складывается ощущение, что некие силы - очевидно, союзные сионизму - намеренно создают проблемы Исламской республике и ее союзникам с целью отвлечь и сбить с пропалестинского курса.
P.S. Представитель ХАМАС Салех аль-Арури в данный момент покинул территорию Турции.
Дамир Назаров