Пару строк о Х. Миядзаки

Dec 22, 2018 14:44


На днях я дочитал цикл статей и интервью Х. Миядзаки, начиная с 1979 года по 2008 год включительно. Почти 30 лет жизни режиссера уместились на 900 страницах текста средним шрифтом и полуторным интервалом. Когда я открывал первую страницу было ощущение, что сейчас я узнаю все тайны, пойму тонкости его души, видения. Но случилось непредвиденное: я смотрел на творчество Миядзаки в каких-то своих «стереотипных очках про Японию».

В абсолютном большинстве его мультфильмов, если отбросить в сторону экзотический восточный фольклор и созидательную эстетику, скрывается одна простая истина, в которую он верит и говорит чуть ли не в каждом интервью: своими фильмами он хочет, чтобы у людей появилась жажда жизни, несмотря ни на какие обстоятельства. Как бы не было плохо, всегда надо стремиться жить, т.к. жизнь - это самое важное.



Сборники его статей, купил в Московском Доме Книги.

Если честно, поначалу я был немного разочарован таким откровением, т.к. ожидал увидеть что-то более оригинальное. Мне это казалось настолько очевидным, что даже и не требует пояснения. В надежде понять что-то еще я продолжил читать его интервью.

К моему величайшему удовлетворению, постепенно начинает раскрываться причина, по которой Миядзаки выбрал эту тему в качестве центральной в своих мультфильмах. Тут и послевоенное время, и трудности взрослой жизни, и общество бездумного массового потребления, и уничтожение природы, и много прочих факторов, которые оставили след не только в нем, не только в Японии, но и во всем мире.

И если сейчас вспомнить его фильмы: «Ведьмина служба доставки», «Небесный замок Лапута», «Унесенные призраками» и пр., - то станет предельно очевидно, что в конце ты сидишь не с ощущением, что они «жили долго и счастливо», а с тем, что «несмотря на будущие трудности, они их преодолеют».

В итоге мое разочарование переменилось пониманием того, что Миядзаки прав. Да, тут нет какого-то модного и лаконичного оборота, которые звучат в «правилах жизни» известных людей, но есть фундаментальная основа, которую в детстве ты чувствуешь, а когда взрослеешь только «формально понимаешь». Когда человек снова находит в себе силы и стремление жить (а не просто существовать, перебиваясь «рандомным весельем», которое по сути не более, чем «заглушка» от реальности), тогда собственно и появляется в его жизни «магия и приключения». Вот такая вот очевидность!

-----------------------------------------------------------------------------------------------
Перечитывая текст, я понимаю, что он получился очень однобоким, и конечно же, Х.Миядзаки уделяет большое внимание экологическим проблемам, проблеме мирного сосуществования, отсутствия легкого и правильного выбора и пр. Но все эти темы, на мой взгляд, все же производные из «стремления жить» - это исходная точка для всего.

Previous post
Up