В ходе бесед c лайтманистами пришлось написать статейку. Може кому пригодится.
Насколько мне известно, в среде лайтманистов ходят следующие утверждения:
1) каббала для несоблюдающих заповеди
2) каббала для неевреев
3) исполнение заповедей по личному желанию-хотенью после того, как познал внутренний смысл заповеди
4) можно и без заповедей: эти дурацкие механические действия - ничто по сравнению с изучением каббалы - витанием в высоких мирах своим грязным пальцем. Последние слова можете убрать.
5) каббала для не всё соблюдающих.
6) каббала для всех всё соблюдающих.
А ещё они утверждают, что являются последователями рава Йеhуды Ашлага "Бааль hаСулам" и опираются на "Предисловие к Талмуду десяти сфирот".
Я утверждаю, что у Бааль Сулама Вы не найдёте вышеуказанных утверждений. Более того! Они абсолютно на 100% противоречат, написанному Бааль Суламом в "Предисловии". И, соответственно, на Бааль Сулама они полагаться не могут и их деятельность к Бааль Суламу НИКАКОГО отношения не имеет.
Если у Вас есть знания Бааль Сулама, не известные мне и которые опровергают, приведённые мною утверждения - буду Вам премного благодарен: укажите конкретно на какой пункт будет возражение, напишите конкретно в чем заключается возражение, приведите цитату из Бааль Сулама, укажите источник.
В нижеследующем тексте я НЕ буду разбирать все глупости, существующие в мире, а лишь попытаюсь объяснить что пишет Бааль Сулам и почему у него לעניות דעתי Вы не сможете найти вышеприведённых утверждений.
1. Существует градация в заповедях. Привожу по степени увеличения важности.
1) обычаи. Например, в какой-нибудь общине хасидов м.б. принято в субботу есть лук. Почему? Так поступал их первый реббе. Ни в одной книге по hалахе Вы не найдёте утверждения, что человек обязан, что его кто-то обязал (Тора или мудрецы).
2) заповеди мудрецов ("мицвот дерабонан").
3) заповеди Торы (Творца) в которых нет карет (отсечение души от Творца).
4) заповеди Торы в которых это есть.
При всём уважении к мудрецам, 3 и 4 важнее.
При всей важности 3, четвёртое - важнее. Поэтому лучше всю жизнь питаться жаренными червями и салом, но не нарушать 4.
2. Заповеди создают одеяния для души. Изучение Торы кормит её.
3. "Конечным результатом" исполнения заповедей и изучения Торы является создание полной преданности Творцу, создание такой тесной связи, при которой личные несчастья, неурядицы не имеют значения. А значение имеет связь и желание "мужа".
אשת חיל עטרת בעלה
אישה כשרה (רוצה ו)עושה רצון-בעלה
Т.к. достижение данной цели не возложенно на неевреях и еврейских женщинах, то, соответственно, изучение каббалы к ним не имеет отношения. Даже если женщина будет окунаться в микву и учить каббалу в состоянии чистоты.
4. Чем чище одеяния души, тем в более тонкие миры ей позволительно зайти.
Стандартный пример: корова. Корова может пастись на поле. Но во дворец царя Вы её не заведёте. Чтоб не нагадила. Она ведь не будет сообщать Вам, что её захотелось "в туалет".
5. Каббала - это самые тонкие структуры. И чтобы зайти в те миры, в которые человек попадёт, изучая её, нужны одежды души особой чистоты.
Изучение каббалы важно и полезно именно тем, где оказывается душа еврея во время её изучения, а не набором знаний, которые он получает. Поэтому даже не понимая, есть польза в чтении "Зоhара". Но для этого, для собственной безопасности, нельзя быть "коровой".
6. Чем крепче связь, тем она ощутимее. Чем более "высоким" будет изучение Торы, тем ощутимее могут быть результаты. И тем легче можно будет достичь пункта 3. Но чтобы позволить себе более "высокое" изучение Торы нужно см. пункт 4.
7. Бааль Сулам в "Предисловии" описывает ситуацию, при которой человек делает всё (см. пункт 1) и тем не менее его ощущения (см. пункт 6) не таковы, чтобы это позволило ему достичь 3. К ТАКОМУ человеку обращается Бааль Сулам и говорит ему, что если ты уже несколько лет ТАК живёшь и тем не менее ответной ощутимой реакции нет - у тебя нет выбора и тебе ПРИДЁТСЯ в качестве ПОСЛЕДНЕГО ШАНСА попробовать учить каббалу. Это опасно (см. пункт 4), но у тебя просто нет другой возможности. А если ты и без каббалы ощущаешь в достаточной степени связь, если она настолько явна, что у тебя и так есть душевные ментальные силы достичь 3, то НЕ УЧИ КАББАЛУ (зачем понапрасну рисковать?). (По поводу риска Бааль Сулам в предисловии не пишет. Добавка моя.)
8. Таким образом, Бааль Сулам, объясняя в "Предисловии" важность изучения каббалы, обращается ТОЛЬКО к тем, кто СОБЛЮДАЕТ ВСЁ. И ни к кому другому "Предисловие"/важность изучения каббалы НЕ ОБРАЩЕНО. :) Оно НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОБРАЩЕНО к тому, кто хоть что-то не соблюдает: ведь тогда понятно почему человек не получает обратной связи! И вполне возможно, что ему и не понадобится изучать каббалу! А надо только подправить свои действия (см. пункт 1). Поэтому все утверждения о важности и необходимости изучения каббалы и то, что нет другого пути достичь цели - это просто не "про тех" кто не соблюдает заповеди и к ним отношения не имеет. Использовать каббалу в качестве привлечения к иудаизму - об этом у Бааль Сулама нет ни слова.
9. Поэтому никакого из вышеприведённых утверждения лайтманистов Вы у Бааль Сулама В ПРИНЦИПЕ не увидите - они противоречат совершенно элементарным основам иудаизма. Ни о каком достижении цели 3 здесь не может быть и речи. А вот вред для себя и для всего народа и для всего мироздания...
10.
[Лайтманист]Михаэль Лайтман детально объясняет свое отношение к выполнению механических Заповедей в ответе на такой вопрос в передаче
http://www.kabbalah.info/nightkab/uroki/Shal-et-ha-mekubal/rus_t_rav_2007-07-12_tohnit_bb_sheal-et-ha-mekubal.html Спроси каббалиста >>
"Вопрос: Нужно ли человеку исполнять физические заповеди для того, чтобы достигнуть конечной точки - Бесконечности?
Таким образом, у нас имеется 613 заповедей... Но, в сущности, в них нет никакой необходимости, если только не вернуться назад к существованию одновременно в двух мирах: материальном и духовном, т.е. исправить свою душу. Потому что именно это мы должны сделать!
И потому сказано: «заповедь без намерения - как тело без души»...
Ведь заповеди даны для того, чтобы «очистить ими творения», сделать их более духовными. А иначе в них нет никакой необходимости. Они нужны лишь для того, чтобы напомнить нам, что мы должны подняться на уровень подлинных заповедей - туда, где они существуют: к исправлению души... "
- о том возможно ли отменить заповеди под каким-либо предлогом см. здесь
http://jidovska-morda.livejournal.com/438.html и попытайтесь отличить лайтманские взгляды от взглядов тех, кто нас уничтожает две тысячи лет. Кстати, подобно тому, как там не нашлось ни одного, кто смог бы что-то возразить, так же не нашлось ни одного лайтманиста, кто смог бы процитировать Бааль Сулама в поддержку своих вышеуказанных взглядов. Обратите на это внимание.
- достаточно ли Вы глупы, чтобы заявить, что это выполнение заповедей на протяжении тысячелетий без каббалы было бессмысленно?
- достаточно ли Вы глупы, чтобы заявить, что Творец издевался над многими миллионами евреев, давая им делать то, что "как тело без души"?
- великие мудрецы и праведники, никогда каббалу не изучавшие, на протяжении тысячелетий выполняли мёртвые заповеди? Если заповеди были мертвы, то как же эти праведники стали праведниками? И благодаря чему именно они стали праведниками, видящими далеко и делающими чудеса
http://jidovska-morda.livejournal.com/9295.html , а другие - нет?
Исполнение заповедей возможно И БЕЗ изучения каббалы и это будет "с душой". Иначе бы они небыли даны, либо каббала была дана бы для всенародного изучения с самого начала. Иногда Лайтман говорит вещи умные и красивые. А иногда Лайтман говорит вещи безумные. Трудно поверить, что можно говорить такой бред.
[Я]
достаточно ли Вы глупы, чтобы заявить, что это это выполнение заповедей на протяжении тысячелетий без каббалы было бессмысленно?
[Лайтманец]
На этот вопрос лайтманцы уже неоднократно отвечали, что "выполнение заповедей на протяжение тысячелетий" было дано, чтобы во время двухтысячелетнего галута сохранить еврейский народ. И эту роль заповеди прекрасно выполняли.
изучение каббалы эффективнее изучения открытой Торы.
- Зачем так много заповедей и так много деталей и подробностей, если в них нет никакого смысла? Сохранить можно, дав намного меньше ограничений.
- Заповеди выполнялись и до галута. И за нарушение некоторых людей казнили. Как Творец мог дать указание уничтожать людей за то, в чём нет смысла?
- Т.е. выполнение заповедей еврейским народом на протяжении тысячелетий не имело никакого духовного содержания ("тело без души") и предназначалось только для сохранения народа. Т.е. Творец - негодяй. А т.к. по определению Ему нет смысла издеваться над маленькими "муравьями", то и вышеприведённое утверждение не верно - конечно же есть духовное содержание в исполнении заповедей и БЕЗ изучения каббалы. На протяжении всей еврейской истории были праведники, которые тоже когда-то делали в пелёнки. Благодаря чему они стали праведниками? Благодаря чему раШБИ стал раШБИ, раМБаМ - раМБоМом...? Благодаря пустым заповедям без души? Тогда почему они стали праведниками, а другие - нет?
И ведь САМ Бааль Сулам пишет, что надо учить каббалу ЕСЛИ не удалось достичь цели 3 "конвенциональными" средствами. Т.е. конечно же такая возможность существует и БЕЗ КАББАЛЫ. Утверждать обратное - это противоречить самому тексту на который якобы опираются лайтманцы. Это всё-равно что на основании 2+2=4 Вы доказываете, что 2+2=5.
http://venyazakharin.livejournal.com/105936.html САМ Бааль Сулам пишет, что надо учить каббалу ЕСЛИ не удалось достичь цели 3 "конвенциональными" средствами. А если Вы их не пробовали - к Вам Бааль Сулам не обращается!!!
Надо быть сумасшедшим, чтобы запустить корову (себя) во дворец к царю, повернуться к нему задом и сделать каки. Если Вы ВСЁ попробовали на протяжении нескольких лет и не помогло, то рискните. ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ ВСЁ СОБЛЮДАЕТЕ, ЭТО РИСК. А если хоть что-то не соблюдаете, то куда ж Вы лезите со своим голым задом? Измените своё поведение, убедитесь, что несколько лет не дали желаемых плодов и тогда с большой осторожностью попробуйте.
А если Вы ходите среди голых задов и вываливающихся сисек, то даже если Вы всё соблюдаете, Вам нечего расчитывать на ту ощутимость связи и на тот результат, к которому надо стремиться. Потому что автоматически это означает, что Вы не всё соблюдаете. Поэтому и тогда изучение каббалы тоже не про Вас. Вы где-то видели у Бааль Сулама, что можно достичь поставленной высокой цели, не выполняя заповеди? Это всё-равно, что рассуждать о высокой ступеньке лестницы, не имея предыдущих ступенек. Как залезете?
А если Вы не только ходите среди... , не только что-то не соблюдаете из 1-3 (из пункта 1), но и не соблюдаете 4, то изучение каббалы не только опасно и бесполезно, но ещё и абсурдно: ведь вся задача изучения Торы/каббалы - это укрепление связи. Связи, которая существует. А если её нет, то что укреплять?!!!
Пример. У Вашего соседа неважный приём телесигнала: тарелка маленькая, сигнал слабый, видимость на телеэкране плохая. Вы идёте в магазин и покупаете мощную тарелку диаметром в десятки метров. Вы не учли только две вещи:
1) для такой тарелки нужен особый фундамент и особое крепление, чтоб её ветром не сдуло и чтобы Ваш дом под ней не развалился.
2) не достаточно тарелки и телевизора. Надо ещё и к электрической компании подключиться, включить тарелку и телевизор в розетку. И лучше маленькая тарелка со стареньким телевизором, подключённым к электричеству, чем сидеть без электричества и размахивать в воздухе огромной тарелкой, ворон пугать и людей смешить.
Кстати, а какую такую каббалу учат лайтманцы? Они учат פתיחה לחכמת הקבלה и ТЭС. Эти книги написаны Бааль Суламом для того, чтобы человеку было легче понимать Зоhар и содержат в себе "механику" процессов. А учат ли они сам Зоhар? Как они его могут учить! Ведь весь Зоhар только и говорит о важности исполнения заповедей! Весь Зоhар - это песня и хвалебный гимн, прославляющие красоту и величие исполнения еврейским народом заповедей, данных Творцом! И без всякой каббалы!
Кто-то слышал о том, что только если женщина знает каббалу окунания в микву - только тогда окунаться, а если не знает каббалу - то это как тело без души?
Кто-то слышал о том, что только если человек знает каббалу шхитования животного - только тогда есть кашерно зарезанное животное, а если не знает каббалу - то это как тело без души и пусть ест падаль?
Кто-то слышал о том, что только если человек знает каббалу накладывания тфиллина - только тогда накладывать, а если не знает каббалу - то это как тело без души?
Кто-то слышал о том, что только если женщина знает каббалу зажигания свечей - только тогда зажигать, а если не знает каббалу - то это как тело без души и пусть зажгёт телевизор?
Кто-то слышал о том, что только если человек знает каббалу соблюдения субботы - только тогда соблюдать (может быть и по личному хотенью), а если не знает каббалу - то это как тело без души и пусть сходит на футбол с пивом и раками?
Кто-то слышал о том, что только если человек знает каббалу запрета убивать людей - только тогда не убивать, а если не знает каббалу - то это как тело без души и гуляй братва...?
Где-то весь этот бред написан в Торе? У Бааль Сулама? В Зоhаре?
Тора обязывает выполнять заповеди с 13 лет. К 13 годам нужно знать каббалу всех заповедей? Или Лайтман отменил постановления Творца и теперь не с 13?
Шабат Шалом.
Несколько цитат.
אור החיים פרשת יתרו מתן תורה שמות יט, ה
ועתה אם וגו' אומרו ועתה, על דרך אומרם ז"ל אין ועתה אלא תשובה, כי לצד שהיו ישראל מלוכלכים בחרמי העונות אשר קדמו להם, וגם החדשים מקרוב באו בהמראתם ככתוב בתורה כמה פרטי חטאים, במן, בשליו, בשבת, במים, וכאשר רצה אל עליון לתת התורה זכה וברה, יסוד הקדושה והטהרה ורוחניות הרוחניות, צוה להם שיחזרו בתשובה אפילו מחטא קל
מאור עיניים
כללא דמלתא שהיראה היא כלי של התורה ולכן צריך שתקדם לה כי איך יקח האש בלא כלי ולכן יש כמה לומדים שבקיאים בכל הש"ס ופוסקים ראשונים ואחרונים וכשהוא בלא יראה אינו כלום כי לוקח האש בלא כלי ונשרף הוא והמוחין שלו ואינו יכול לעבוד את השם יתברך כי נשרפו המוחין שלו:
נועם אלימלך
ואל יבא בכל עת אל הקודש מבית לפרוכת פירוש אם הוא אדם כזה שיש לו כל מיני עתים לטובה ולרעה שלפעמים עושה מעשים טובים ולפעמים להיפך שנכשל ח"ו לפעמים בעבירה האדם כזה אל יבא בכל עת על הקדש שאל יכנס עצמו בסודות עליונים # אשר מבית לפרוכת פירוש כיון שעשה לעצמו מסך המבדיל בינו ובין הקדושה לא יכנס בסודות עליונים מיד רק מתחילה ישוב מעבירות שבידו בתשובה ויתחרט מאד # וזה אל פני הכפורת לשון כפרה שהתשובה והחרטה מכפרת עון # אשר על הארון רוצה לומר קודם לימוד התורה יתחרט ויתודה על עונותיו ויהיה לימודו לרצון לפניו יתברך שמו וארון רמז על התורה ע"ש שמונחת בארון זה העיקר # ואמר הכתוב כי בענן פירוש גם אם עשה לעצמו מסך המבדיל כמ"ש וסכות בענן לך מעבור תפלה אף על פי כן אראה על הכפורת פירוש על ידי התשובה והחרטה יראה אליו השם יתברך לקבלו # ולא ימות שגדולה כח התשובה שמארכת ימים ואין לך דבר שעומד בפני התשובה:
מאור ושמש
נמצא למידין מכאן שהתורה אינה ניקנית לאדם אלא אם כן לומד באימה וביראה וברתת וזיעה, וכל לימוד התורה ועשיית המצות צריכין להיות וללמוד בהתלהבות גדול דהיינו ברתת וזיעה כמו שקיבלו אבותינו את התורה על הר סיני, וצריך האדם לפשפש במעשיו היטב ולהרהר בתשובה קודם הלימוד ולא כמצות אנשים מלומדה רק שישבר את לבו על מעשיו בעת עמדו להתפלל או ללמוד ולקבל עליו לבל יחזור עליהם, כמו שהיה מרגלא בפומיה של אדמו"ר הרב הקדוש רבינו יעקב יצחק הלוי זצוק"ל מק"ק לובלין על פסוק ולרשע אמר אלהים מה לך לספר חוקי זה קאי על מי שלומד תורה ואינו עוזב את דרכיו הרעים ומהרהר עליהם בתשובה קודם הלימוד. ועל ידי שעושה תשובה קודם הלימוד הוא לומד באימה ויראה ברתת וזיעה.
מי שיש בו חכמה תתאה דהיינו יראת שמים ויראת חטא על כן יוכל ללמוד תורה ולהתפלל כי כן צריך קודם לימוד התורה ועבודה צריך תחלה יראה ותשובה כנ"ל דאם לא כן אסור להתחיל ללמוד כנ"ל, על כן מי שיש בו חכמה תתאה ה' יהיב ליה יותר חכמה דהיינו שמבין בתורה ויכול לבא ליו"ד של הוי"ה שהיא חכמה עילאה, וזהו תן לחכם ויחכם עוד כנ"ל... דהיינו כך היה משא ומתן של משה עם בצלאל שמשה רבינו אמר לו שצריך לעשות הכנה להשראת השכינה לקבל החכמה עילאה שהיא התורה, אמר לו בצלאל אי אפשר ללמוד תורה תחלה קודם היראה דהיינו שצריך תחלה לבא למדריגת אדנ"י שהוא היכל הוי"ה דהיינו כיסוי להוי"ה דהיינו כמו ארון לתורה, כי בתחלה קודם לימוד התורה צריך יראה ותשובה שהוא מרמז לארון וכפורת כנ"ל בדברינו בפרשת תרומה. וזהו שאמר לו אין כבודו של תורה בכך ללמוד תורה קודם שבא למדריגת יראה על כן אמר לו אלא אנו נעשה ארון תחלה דהיינו לעשות תשובה ולקבל יראת שמים המרומז ביו"ד של אדנ"י ואחר כך אנו עושים המשכן להשראת השכינה ללמוד תורה מפי הקב"ה:
אמרו חז"ל כל שיראת חטאו קודמת לחכמתו חכמתו מתקיימת והוא מאמר הכתוב ראשית חכמה יראת ה
מבואר בזוה"ק שכל המצוות שעושה הרשע בעוד רשעותו בו לא די שאינו עולה למעלה כי אף שמוסיף כח בחיצונים והקליפות
באר מיים חיים
וזה בישראל שהקב"ה חפץ בדביקותם ולא כן בעכו"ם שנעתרות נשיקת שונא. והוא משל לאיש הכפרי שבא בזוהמת פיו לנשק המלך בנשיקות פיו ודאי המלך ידחהו לחוץ ולו משפט מות שקרב אל המלך אשר לא כדת. וכמו כן עכו"ם שעוסק בתורה שבא לנשק המלך ודאי חייב מיתה לשמים. ובזה מוסר השכל גם לאחינו בני ישראל הבאים ללמוד תורת ה' איך ייראו ויפחדו ברתת וזיע ברעד וחלחלה לומר איך באתי לדבק עצמי בקוני ואני מלא מכל זוהמת טינופת הבלי הזמן ותענוגיו ופן לא יוכל אל עולם ברוך הוא לסבול דביקות נשיקות הבלי פי אשר לא מוטהרים כדת לבוא אל המלך פנימה. ועל כן כתבו חכמי האמת שצריך להתוודות על חטאיו ולחזור בתשובה לפני בוראו קודם לימוד התורה, ואז על ידי התשובה הראויה אם הוא באמת לאמתו יטהר גופו ונפשו מעט שיהיה ראוי לבוא לפני המלך ברחימו ודחילו סגי, וכן בכל מצוה ממצוות ה' צריך להרהר בתשובה מקודם באמתת לבבו שיהיה ראוי לדבק אבריו לאור ה'. וכמו כן במצוות לא תעשה המכוונים כנגד שס"ה גידים, הנה כאשר ישמרם בטהרה בקדושה ובזיכוך, אז יוכל רצון אין סוף ברוך הוא המזהירו על זה, לשרות על גידיו שיהיה כלי מוכן לקבלת הקדושה והטהרה:
וזהו שאמרו אורייתא וקודשא בריך הוא וישראל חד. כי התורה ברמ"ח מצוותיה ושס"ה לא תעשה היא היא המקשרת ומיחדת את ישראל לקונם, במה שמדבקים עצמם ברצון אין סוף ברוך הוא הנעלם בה, והיא מכוונת לרמ"ח איברים ושס"ה גידים עליונים בבחינת שיעור קומה של יוצר בראשית הידוע ליודעי נסתרות, ועיקר כוונה זו כי בהיות האדם מקושר ומדובק בקונו יוכל להשפיע עליו כל טוב שפע וברכה. וכאשר ירחק ח"ו מקונו הנה עוונותיכם היו מבדילין ביני וביניכם וצנורות השפע מתקלקלין ונשברים ויורד מהן להאי שפחה בישא בחינת עכו"ם והסטרא אחרא והרע
וכשאדם לומד באופנים הללו באמת זה הוא תורה לשמה כי כל עיקר כוונת לימוד התורה הוא להתפשט את עצמו מכל בחינות הגשמיות כאשר יוכל, ולדבק נפשו ורוחו ונשמתו בה' יתברך ברוך הוא הנעלם בהתורה... אבל אם אדם לומד התורה בשביל עצמו להיות יכול להשיב כשיבוא בין בני אדם או שלא יצטרך לשאול על הוראה וכדומה מהבלי שטותים אחרים אשר לא בכוונת אמת לשם ה' לעשות לו נחת רוח בזה ולהדבק בו, אז התורה נעשית לו ח"ו סם המות אחר שהוא לוקח סתרי אלהינו ברוך הוא וברוך שמו שכל אות ואות מהתורה הוא שמותיו של הקב"ה והוא מוריד הכל לבחינת הסטרא אחרא ח"ו כלומר לצד אחר שאינו לשם ה' ושורים הקליפות ח"ו על התורה ההוא.
בהאור ההוא. אז הוא מקבל מהאור ההוא בעצמו כל בחינת ההרהורים רעים ותאוות הזיווגים הרעים ונטמא על ידי זה בכל מיני טומאות בטומאת קרי וכיוצא בזה. וכן למשל אור השמחה היורד לעולם. מי שמקבלו כאשר במקור. הנה הוא שש ושמח בה' ושמח בחלקו. ומקבל תענוג ונחת רוח מבוראו. ולהיפך בהכסילים כי עוונותיו ילכדנו את הרשע. שהאור ההוא נתאחז בכל מיני קליפות ובחבלי חטאתו יתמוך בו לשמוח באשה זונה ובכל מיני עבירות. הרי ממש אור התורה והמצוות נהפכין לו לסם המות ממש צורפתו למיתה להיות על ידי זה יותר רשע כאשר מקודם:
ועל כן מבואר בזוה"ק שכל המצוות שעושה הרשע בעוד רשעותו בו לא די שאינו עולה למעלה כי אף שמוסיף כח בחיצונים והקליפות. ולכאורה לא נודע הדבר איך שבמצוה יוסיף חיות בקליפה. ואמנם לפי שעל ידי המצוה נמשך האורה של מעלה והקדושה דרך הצינור עד הבור המקבל. וכשהצינור והבור הוא מלא מהם, הרי ודאי הוא מוריד אור הקדושה אליהם ומוסיף להם כח וחיות. שעל כן צריך האדם לשוב באמת בתשובה קודם כל מצוה ומצוה וקודם התפילה ולימוד התורה שלא יהיה ח"ו יגיעו לריק להחיצונים הנקראים ריק אותיות קרי כידוע. כי בתשובה שמתחרט באמת על כל חטאיו ומקבל עליו מעתה לשבור כל כחות החיצוניות שלו שלא יעבור את פי ה' מקטן ועד גדול בשום אופן בעולם ולהכניע בזה מעתה תאות והנאת הגופניות המסיתים אותו אל העבירה. הנה בזה הוא משבר ומכניע כל כוחות החיצונים השולטין על נפשו. ומוציא את נפשו מהם. עד שלא תרד אור הקדושה לתוך הקליפה.
На главную страницу блога