Это не про алимпиаду.

Feb 09, 2014 13:42

В субботу утром мы говорим довольно странные слова: (типа) "даже если бы наши рты были наполнены песнями как море, а наши языки произносили бы песнопения как волны, а наши губы - хвальбу как огромный небесный небосвод, а глаза светились бы как Солнце, а руки наши были бы широки как распростертые крылья орла, а ноги легкие как у оленей..."

т.е. типа "быстрее, выше, сильнее", то что тогда? Повесили бы себе медальку на грудь? Всю жизнь вспоминали бы сладкий миг победы и держали бы медальку на самом видном месте в квартире?

Кстати, в еврейском тексте речь вовсе не идет о "быстрее, выше, сильнее" чем соперник, а "быстрее, выше, сильнее" чем я есть сейчас. Это не желание вознестись самому за счет раздавить кого-то другого.

Так что же было бы тогда, "если бы..."?"Даже тогда не сможем мы превозносить Тебя в достаточной степени".

Что есть такого особенного в субботе, что именно в субботу, в шаббат произносят этот текст?

В шаббат запрещена вовсе не любая "работа": передвигая по квартире тяжелый шкаф с книгами, человек вспотеет и устанет, но нарушения шаббата в этом не будет. А маленькое, легкое телодвижение, не сопряженное ни с каким серьезным физическим усилием, может оказаться "работой", нарушением субботы со всеми вытекающими катастрофическими последствиями. Так в чем же дело? Какая же такая "работа" запрещена? Что делает субботу шаббатом, а не просто седьмым днем недели, выходным днем?

В шаббат запрещены действия, в которых проявляется творческая способность человека. Только человек, в отличии от тараканов, слонов, попугаев и обезьян, наделен способностью созидать. И именно эту способность еврей должен с себя добровольно раз в неделю - в субботу - сложить, по сути дела стать "животным", лишенным способности созидать. И тем самым позволить себе "услышать" кто является истинным созидателем, творцом этого мира. "Услышать" постоянное творение жизни Творцом, "услышать" как Он творит сейчас(!) и Солнце и Землю, и деревья, и моря и леса и поля, мои руки, ноги, кости, мясо, сухожилия, стол, за которым я сижу, стул, на котором я сижу, тех, кто сидит со мной за столом или вокруг него бегает, смеется и кричит - вот предназначение шаббата и его многочисленных мельчайших запретов: они досконально определяют где проходит граница между человеком и животным, что считается творческой способностью человека, а что - нет.

И тогда, по окончании шаббата, когда ручонки потянутся что-то созидать, они будут делать это с ощущением того, что и сами руки существуют и движутся благодаря Творцу и навряд ли стОит их двигать и ими что-то совершать вопреки желанию Того, благодаря которому они существуют и движутся. И тогда вся жизнь приобретает совершенно другие очертания и наполняется совершенно другим содержимым.

И поэтому те словах с которых я начал этот пост, являются самими естественными и подходящими именно для субботы.

"Еврей, публично нарушающий субботу, не называется "Исраэль". Евреем он остается подобно тому как негр остается негром, независимо от того чистит он картошку или играет на скрипке. Но как "Исраэль" этот еврей себя не реализовывает. Он может быть хорошим футболистом и хранить дома золотую медальку о победе в Урюпинске над командой из Васюков, и, возможно, он даже умеет готовить вкусно гефилте-фиш и цимес, но как еврей, как "Исраэль" он себя не реализовал. Настоящий, самый потрясающий "цимес" еврейской жизни остался для него за тридевятью замками. Сердце осталось глухим, закрытым, Творец в нем не поселился. "Злодеи и при жизни называются мертвыми".

image Click to view



См. также слова Натана Т. Лопеса Кардозо в сайд-баре Азбуки.

демократия, мыслечувства, творение Жизни, шабат

Previous post Next post
Up