Был такой рав - рав Амрам Блой (1894-1974). Ходил на демонстрации против нарушения субботы в Иерусалиме.
Ещё в начале 90-х на границе "ультра-ортодоксального" района Меа Шеарим и светского Иерусалима был кинотеатр. Кинотеатр этот открывал свою кассу ещё до окончания субботы. Рав Блой - как он мог протестовать? Как он мог этому помешать? Он засунул в окошко кассы свою голову: теперь никто не мог купить билет. Он засунул голову и получил в ответ кулаком в морду...
Когда в ходе одной из демонстраций он был задержан и попал в тюрьму, его навестил
Хазон Иш. "Суббота находится в тюрьме" - сказал тогда
Хазон Иш. Сам Хазон Иш приехал в Землю Израиля в 1933-ем году. Когда в свою первую субботу на святой земле он вышел на улицу и увидел что происходит - он упал в обморок.
У рава Блоя был внук. Точнее наоборот: внук есть, а рава Блоя уже нет. Внук подавал большие надежды и ему пророчили будущее большого рава и главы ешивы. Как-то однажды внук-подросток самозабвенно молился. Когда он закончил, он обнаружил, что все уже отмолились и ушли. На него это произвело ужасное впечатление и он... снял кипу и покончил со своим блестящим будущим.
Человек должен быть осторожен в своих мыслях и в своих поступках: иногда резкое "телодвижение" в одну сторону может смениться резким движением в сторону прямо противоположную. В 15 лет внучок стал самым молодым учеником за всю историю знаменитой ешивы "Хеврон" и её лучшим учеником, а в 16 уже заявил отцу о своем желании бросить.
У рава Блоя был внук. Рав Блой умер, но он жив. А внук, хотя и жив, мертв.
Этот пост был написан примерно два года тому назад, но нет никакой проблемы соединить его и с предыдущим
постом про Евровидение и с предшествующим ему
постом про семисвечник и с предшествующим ему
постом про Менахема Филипа.
Рав Блой боролся за сохранение местоположения еврейского народа: быть "свечой" перед Святая Святых и получать оттуда на "свечу" "огонь". Только получая оттуда огонь, можно зажечь и другие свечи (будни). Только получая огонь из Святая Святых можно поспособствовать консолидации этих шести свечей. В противном случае все равны и каждый сам по себе. Никакого объединения из этого равенства не будет, каждый существует сам по себе в потемках.
Так и с "евровидением", с видением мира как все равны и все без света из Святая Святых. Ничего из этого не выйдет. Что мы и видим: экономический союз Европы с единой экономической валютой стоит перед крахом. СССР распался. Еще до этого коммунистам пришлось отказаться от своей идеи коммунистической революции во всем мире. США трещат по швам и идут, видимо, туда же, куда ушел СССР. Туда же уйдет вполне возможно уйдет и глобальная экономика. Шииты Ливии воюют с сунитами Сирии. И т.д. и т.п.
Только евреи -
остатки до-вавилонского единого человечества - могут объединить и это объединение возможно только будучи "свечой" перед Святая Святых. Только таким образом можно получить оттуда свет и привести другие "свечи" к желанию приникнуть к нему вокруг. Только получая свет от того Одного, который все сотворил и творит каждое мгновение, только будучи с Ним, можно быть частью единого целого и объединять. Любой другой вариант заведомо обречен на крах.
За это боролся рав Блой. А тот, который Блой, но не рав - его "прицел" сбился, он не был свечой перед Святая Святых, не получал оттуда свет, душа была в потемках и он все бросил. Поменял одну темноту на другую еще большую, но менее обременительную ("злодеи и при жизни мертвы" - они не напротив Святая Святых и света-жизни не получают). То же самое произошло и с Мени Филипом и его братьями-сестрами. Если ты получаешь свет - ты не будешь считать, что в том чтобы поесть бутерброд с маслом и колбасой есть жизнь, ты не променяешь субботу на столик в ресторане, "пускание пузырей" в кинотеатре или на пляже или в очередном путешествии заграницу. Вместо того, чтобы настроить "прицел" и оказаться точно перед Святая Святых подросток Блой и уже не подросток Мени Филип (и им подобные) просто бросили все и ушли в еще большие потемки. Напротив
бездны света и святости есть бездна тьмы, "это напротив этого сотворил Творец".
Пишет "Маор Эйнаим"
на главу "Шлах" примерно следующее:
- служение Творцу заключается в бирурим отделение хорошего от плохого и поднятии этого хорошего к его духовному истоку. И человек должен отдать этому, направить на это свои глаза, свое сердце, весь свой разум.
- это делается посредством даат.
- для того, чтобы это сделать этому должны предшествовать
вера и страх перед Творцом.
- талмидей хахамим называются строителями, т.к. делают бирурим: то хорошее, которое упало в результате "разбития сосудов" они поднимают и тем самым стороят, исправляют последствия разбития.
- грех разведчиков заключался в том, что они сказали, что бирурим делать невозможно ("אפילו בעל הבית אינו יכול להוציא כליו משם"). Они отделили מידות שנפלו от אלהות (отделили материальный мир от Творца - перевод мой).
- Но на самом деле מלא כל הארץ כבודו Творец находится везде и если бы у разведчиков была бы эта вера - они бы понимали, что бирурим возможны в любой ситуации. Тора может делать бирурим только если есть эта вера.
- Т.к. разведчики отделили упавшие мидот от божественного, то и самих разведчиков отделили от божественного ("нет у них доли").
- Сказано в трактате Авода Зара 26б, что מינים ואפיקורסים יורדים ולא עולים миним и апикоресы опускаются и не поднимаются. И это мера за меру т.к. они не делают бирурим, не поднимают хорошее к его источнику. А про праведников сказано, что 7 раз падает и встает: опускается поднять 7 мидот, которые упали. А т.к. у минов нет веры в возможность поднять, то они не поднимают и за это не поднимаются и сами.
А теперь соединим это с Блоем, который не рав и с предыдущей недельной главой (наверно они не просто так идут одна за другой?).
Чтобы делать бирурим, поднимать к Источнику мидот, которые упали, а вместе с этим поднимать туда-же и себя, нужна
вера. Эта вера приобретается в шаббат. Если же у человека шаббат проходит без приобретения, пествования, развития этой веры, этого мысле-чувства, то она постепенно затухает и человек, хотя внешне и соблюдает, внутри не греет, та самая свеча в семисвечнике, которая должа была бы
быть напротив Святая Святых и гореть и давать огонь другим свечам, не горит. Только тлеет. И со временем заметить это тление становится все труднее. И уж тем-более зажечь от этой свечи другие свечи (зажечь будни от шаббата) становится практически невозможно, т.к. даже в шаббат горения не было.
В результате мы имеем "разведчика", который каждый седьмой день поднимается в духовную Эрец Исраэль и выходит оттуда с заявлением, что ничего сделать невозможно. И на протяжении будней он учит Тору, но мысле-чувства постоянного творения мира Творцом он в шаббат ("в Эрец Исраэль") не создал и не развил, он не может внести это чувство " מלא כל הארץ כבודו Творец находится везде" в ту Тору, которую учит, в те заповеди, которые выполняет. Все остается на техническом, механическом уровне, слова Торы, листы гмары, заповеди остаются безжизненно пусты, без света, без Творца, которого он не чувствует и которым не живет. Брошенная мужем вдова с пустыми кувшинами. И в какой-то момент этот хамор, чувствующий хомер материальное, но не чувствующий Творца, этот разведчик и "мин", не могущий поднять к Творцу ничего (главу "Беhаалотха Поднимаясь" он читал, но намека поднять себя к свету Святая Святых не понял), этот осел, нагруженный сотнями листов пустой гмары и многочисленными пустыми заповедями не выдерживает этой пустоты и все бросает, чтобы приникнуть хотя бы к мутному, блевотному источнику евровидения, киркоровых,колбасы с маслом и раками. אפילו ריקנים שבך מלאים מיצוות כרימון даже пустые среди вас полны заповедями как гранат: если набиты заповедями как гранат, то почему же пусты (ведь в гранат больше запихнуть невозможно, он и так лопнул уже от своих зернышек)?.
За своим интенсивным изучением Гмары Блой скорее всего просто забыл для чего он ее учит, забыл про Творца, который постоянно творит и его и лист гмары и стул на котором сидит и стендер на котором лежит гмара и воздух которым дышит и свет, благодаря которому видит. И то, что сам он - Блой - состоит примерно из 100 миллиардов клеток, каждая из которых состоит из кучи деталей и все это получает жизнь от Творца каждое мгновение - обо всем этом Блой забыл, погрузившись в свою гмару. Оказавшись разведчиком, был выброшен вон и оставлен в пустыне помирать. "Видящий из Люблина" после июна повторял всегда гмару на всякий случай если во время июна отвлекся-забыл про постоянное творение жизни Творцом, не внес Творца в Тору, в ее слова и буквы. שונה הלכות יש לו חלק לעולם הבא Если Творец повторяет за тобой твою Тору (будет ли Он это делать если ты про Него забыл?) - есть у него доля будущего мира (уже в этом мире).
Евровидение или еврЕвидение - выбор за Вами.
Шаббат Шалом тем кто выбирает еврЕвидение. Остальным без шаббата и без шалома придется удовольствоваться телевизором, колбасой и балетом. Соболезную.