Сегодня в Израиле "День памяти Катастрофы и героизма". Никогда снова?

Apr 18, 2012 20:57


С июле 1938 года во французском элитном курортном городе Эвиан-ле-бен на берегу женевского озера в большом бальном зале шикарного отеля «Рояль» проходила конференция З2-х стран по вопросам беженцев, включая США, Австралию, Великобританию, Канаду, Швецию, Францию, Бельгию, Нидерланды, Новую Зеландию, некоторые страны Латинской Америки. Из 50 приглашенных стран 18, включая СССР, вообще отказались приехать. Конференция была посвящена проблеме беженцев (разумеется, в первую очередь еврейских) из Германии и других оккупированных Гитлером стран.

Все страны выразили озабоченность, но никто не согласился впустить к себе жидов. В результате Гитлеру стало совершенно понятно, что избавиться от евреев мирным путем не удастся и таким образом конференция по спасению стала конференцией по вынесению смертельного приговора. Голда Меир, присутствовавшая на конференции, пишет в книге «Моя жизнь»: «Страшное это было дело - сидеть в роскошном зале и слушать, как делегаты 32 стран поочередно объясняют, что они хотели бы принять значительное число беженцев, но что, к несчастью, не в состоянии это сделать. Не могу передать всю эту смесь горя, разочарования, ярости и ужаса. Мне хотелось встать и крикнуть всем им: «Вы что, не понимаете, что эти цифры - живые люди, которые, если вы их не впустите, обречены сидеть в концлагерях или скитаться по миру, как прокаженные.» Конечно, я не знала тогда, что беженцев, которых никто не хотел, ожидает смерть. Если бы я это знала, то не смогла бы молча сидеть, соблюдая дисциплину и вежливость». Лондонская газета Дэйли Джеральд писала: «Если это называется помощью беженцам, тогда как должно выглядеть, если бы нации решили их бросить?»

Представитель Канады заявил, что впустить в Канаду одного еврейского беженца - это уже слишком. На закрытии конференции представитель Франции заявил, что Франция горда проведением этой конференции, которая подтвердила преданность Франции принципам демократии и гуманизма.




Единственной страной, открыто поддержавшей попавших в беду евреев и выразившей готовность принять от 100 до 200 тысяч еврейских беженцев, оказалась крохотная Доминиканская республика - остров в Карибском море недалеко от США. Каждому прибывшему была дана возможность приобретения 80 акров земли, 10 коров, мула и лошади, им выдавали займы под низкие проценты. Были созданы хозяйства по типу кибуцев, производившие молочную и мясную продукцию.

Поселенцы построили медицинскую клинику, которая обслуживала как их самих, так и местных жителей, что подняло авторитет евреев среди обитателей этой местности, которая превратилась из захолустной банановой плантации в благоустроенный город. Также были построены синагога, гостиница, школа, музей, кинотеатр, проведена канализация. В музее сохранились фотографии бар- и бат-мицвы (торжественной церемонии религиозного совершеннолетия, дословный перевод - сын заповеди и дочь заповеди), еврейских свадеб. Президент Доминиканской республики Р. Трухильо с гордостью показывал иностранным гостям еврейский комплекс в Сосуа и пропагандировал подобное строительство в других городах своей страны. Евреи также построили деревню Эль-Батей, которая вскоре превратилась в процветающий городок.

Некоторые считают, что Р. Трухильо, которого называли диктатором и обвиняли в убийстве чернокожих сезонных рабочих из Гаити, принял евреев, чтобы улучшить свою репутацию перед мировым сообществом. Другие думают, что он хотел заполучить энергичных и деловых людей, третьи - привлечь инвестиции американской еврейской общины. Что бы ни было в основе его мотивов, как в притче об израненном и ограбленном путнике, шедшем из Иерусалима в Иерихон (этот путник - один из образов израильского народа в рассеянии, которого часто грабят, ранят и убивают): священник и левит прошли мимо - страны западной демократии с респектабельными демократичными президентами не соизволили помочь, а этот самарянин - диктатор крохотной банановой республики- стал тем самым ближним, который помог на деле в ситуации вопиющей нужды.

«У нас здесь никогда не было никаких проблем. Люди здесь очень милые», - говорит Мартин Кац, ветеран еврейских беженцев, основатель молочной фермы Продуктос Сосуа, работающей и поныне, и продукты которой считаются деликатесами. Старик Мартин, потерявший сестру в годы холокоста, не сильно озабочен мотивами президента Трухильо: «Я не знаю, почему он помог нам. Самое важное в том, что он это сделал. Он спас мне жизнь». «У нас всегда были хорошие отношения с доминиканским народом.», - говорит другой ветеран Хесс Ама. В музее еврейского наследия в Нью-Йорке была проведена выставка, посвященная жизни еврейских беженцев в Доминиканской республике. Директор музея Дэвид Марвел говорит: «Выставка показывает, как евреи, оставленные без поддержки другими странами, «обрели рай» в Доминиканской республике. В отличие от нетерпимости, с которой многие евреи столкнулись в Европе, никто из переселенцев, по их собственным словам, не сталкивался с проявлениями антисемитизма в Доминиканской республике.



На одном острове сидели.
Слева - Гаити, справа - Доминиканская Республика.


12 января 2010 года на Гаити обрушилось страшное землетрясение. Погибли более 200 тысяч человек, ранены - более 300 тысяч. В столице Порт-о-Пренс были разрушены национальный дворец, здание министерства финансов, кафедральный собор, тысячи жилых домов. Без крова остались 3 млн. человек. Трупы сгребали бульдозерами. Смрад разложения поразил воздух. Множество стран направили спасателей, врачей, гуманитарную помощь. Самолеты с командами и грузами приземлялись на аэродром Санто-Доминго, столицы Доминиканской республики, которая находится на том же самом острове и отделена только сухопутной границей.

Как это возможно, чтобы катастрофа такой силы никак не затронула соседнюю часть острова? Территория Доминиканской Республики, вплотную примыкающая к Республике Гаити, осталась неприкосновенной для бушующей стихии - ни одного толчка, ни одного разрушения, ни одной человеческой жертвы! На память пришли слова из Торы: «Дабы вы знали, какое различие делает Творец между Египтянами и между Израильтянами». Эти слова сказаны по поводу "казней египетских", которые выпали на территорию проживания египтян и не выпали на соседнюю территорию проживания евреев.

Текст частично взят с сайта мессианских евреев.

См. также:
День памяти Катастрофы и героизма": а выучен ли урок?
А можно заглянуть также и сюда:
"Струма": как-раз в продолжение предыдущего поста."

вилами по воде, этнос, политика

Previous post Next post
Up