(no subject)

Nov 24, 2013 23:48

                          Челябинский метеорит  и чистая случайность.
                                                                                              (конец)
                                                                                               "политика есть концентрированное выражение экономики..."
                                                                                                                                                                            Ленин В. И.




Каждый трейдер мечтает развернуть рынок в свою сторону, особенно в тот момент, когда  терпит убыток, но информация  о том, что будет происходить на самом деле, доступна лишь ограниченному кругу лиц, остальным остается лишь гадать, то ли на японских свечах, то ли на кофейной гуще.
       В этот раз мы не будем делать никаких прогнозов, лишь обратим ваше внимание, что в январе 2013 года рынок американских акций рванул вверх. Индекс S&P 500, одним махом преодолев красную линию сопротивления, в течение этого года разогнался так, что выскочил за пределы канала и застыл на вершине в ожидании очередного падения (шестилетний цикл подходит к концу). Российский же рынок, начав расти в январе вслед за Америкой, в феврале вдруг упал без всяких видимых причин. В феврале не произошло никаких значительных событий кроме падения Челябинского метеорита и Красноярского экономического форума, где этот метеорит стал символом финансового благополучия. С этим символом Российский рынок и продолжил свое падение (как мы и предупреждали).
         Пару недель назад, просматривая прогноз погоды от Gismeteo, в новостном разделе наткнулись на заметку о том, как американские ученые восстановили траекторию полета Челябинского метеорита по снимкам сделанным метеорологическими спутниками.
         Мы связались с руководителем этого исследования доктором Стивен Миллером, заместителем директора Университета Колорадо (США), он любезно предложил нам ознакомиться с результатами своей работы и воспользоваться ее материалами. Они находятся в свободном доступе и размещены на сайте Национальной Академии Наук Соединенных Штатов Америки PNAS.
         Мы воспользовались этим предложением, чтобы проверить свои расчеты опубликованные ранее.
Совместив фотоизображение сделанное с американского метеорологического спутника DMSP F-16, принадлежащего ВВС США  и вычисленную нами проекцию траектории полета болида на землю (красная линия),  с помощью координатной сетки мы получили следующие результаты. Шлейф от болида изображенный на фотографии и рассчитанный нами трек совпали идеально. Об этом говорит находящаяся на уровне земли точка, обозначенная на снимке как “Fragment Location”, которая точно попала на красную линию проекции траектории полета болида на землю. Смещение хвоста шлейфа на снимке вызвано параллаксом. Чем выше точка, принадлежащая шлейфу, от земли, тем дальше будет находиться ее изображение от линии проекции.


«Метеорит Челябинск-Москва», снимок с американского военного спутника DMSP F-16.
Увеличено:


«Метеорит Челябинск-Москва», снимок с американского военного спутника DMSP F-16.

Завихрение конца шлейфа отмеченное желтыми стрелками вызвано не изменением направления полета, а сильнейшим ветром, который был зафиксирован в том месте этим же спутником, на высоте 50 км он составлял 100 м/с (смотри график А ниже).


        Мы согласны с направлением проекции трека на землю (Corrected ground track), вычисленной американскими учеными, она полностью совпадает с нашей траекторией. Ее сложно нарисовать иначе:

.
Но угол наклона траектории к горизонту, высота взрыва, размеры болида и мощность взрыва, приведенные в работе у нас вызывают сомнения, к тому же эти параметры противоречат опубликованным в ней снимкам, объясним почему. Смотрите сами.


При угле наклона 18,5° высота взрыва, где произошло основное выделение энергии, составит 31, 8 км (точка Turret), а начало свечения - конец шлейфа (точка Begin) находится на высоте 89 км. Мы как обычно, чтобы не быть голословными, нашли  для вас график распределения температуры атмосферы по высоте.

По данным из разных источников, это подтверждает Рис.1. и график В (смотри выше), температура с высоты 10 км растет от -70° до 0° на высоте 90 км достигает своего минимума в -90°.
         А теперь взгляните на снимок а) Infrared, это фотография шлейфа, снятая в инфракрасном спектре, на ней хорошо видно распределение температуры по высоте. Темный хвост соответствует теплому воздуху, по мере снижения шлейф становится светлее, что говорит о снижении температуры. В точке Turret, место, в котором взрывом, вверх, выброшен холодный воздух, зафиксирована температура -67,15°.


       Если бы тело летело под углом 18,5 градусов, то хвост трека находящийся на высоте 89 км был бы светлее более низкой части, так как этой высоте, (смотри рис.1.) соответствует температура -70°. Как видите это не так.  Градиентное распределение температуры в шлейфе на снимке, с плавным убыванием от более теплого к более холодному воздуху говорит о том, что точка Begin (конец хвоста) находится на высоте с наиболее высокой температурой. В соответствии с рис.1. это 50 км, а такая высота хвоста соответствует углу наклона траектории 13°.
       Теперь о высоте, на которой произошел взрыв. Башня (точка Turret) образовалась из выброшенного обратной волной холодного воздуха, и его температура -67,15° соответствует высоте 8-15 км, а не 31,8 км. Чтобы это случилось, тело должно было взорваться под слоем холодного воздуха, либо, по крайней мере, внутри него, а это подтверждает рассчитанную нами высоту взрыва 8,5 км. На видео хорошо видно как шлейф был сначала разорван взрывом,


 потом образовавшийся вакуумный пузырь схлопнулся,


вытолкнув набегающий холодный воздух вверх, в сторону наименьшего давления, в результате чего образовалась петля на шлейфе и башня (Turret).


   Обратите внимание на серию снимков, сделанных геостационарным спутником Multifunctional Transport Satellite (140°E).


    По ним достаточно точно можно определить высоту конца шлейфа (точка Begin). Это не сложно сделать, если вы еще не забыли уроки тригонометрии. Чтобы представить, насколько высоко находится орбита геостационарного спутника (ГСО), мы нарисовали для вас 3D картинку с помощью программы SolidWorks. C помощью этой же программы вычислен радиус лимба L=6283 км для ГСО.


Телесный угол, под которым видна земля с ГСО, ограничен конической поверхностью образующая, которой является касательной, проведенной от спутника к поверхности земли.  Границей основания конуса является лимб - видимый край диска земли. Диаметр лимба всегда меньше диаметра планеты. Высота объекта, находящегося строго вертикально над лимбом (к поверхности земли) может быть легко определена по фотоснимкам, так как измеренная высота, с учетом масштаба, будет реальной высотой.
Вспомним школьные уроки по тригонометрии и посмотрим на следующую картинку:


Для того чтобы определить, где проходит лимб для Multifunctional Transport Satellite 140°E нам необходимо вычислить длину дуги (красного цвета) от видимого края земли (точка D) до точки N на поверхности земли, находящейся на линии ВС вертикально под спутником (надир). Нам известна средняя высота ГСО h=35 786 км, средний радиус земли R=6371 км и уже вычисленный радиус лимба (L) Rлимба=6283 км.  Треугольники ABC и BCD прямоугольные, BD является одновременно высотой и радиусом, следовательно, cosβ=BD/BC=6371/(6371+35786)=0,151126, соответственно β=arccosβ=81,308°, отсюда длина дуги DN=π·Dз·β/360=3,14·12742·81,308/360=9036,45 км.
   Опять воспользуемся программой Google Earth и определим, куда попадает лимб земли видимый с Multifunctional Transport Satellite 140°E, для этого из точки с координатами 0°,  140°E отложим отрезок длиной 9036,45 в направлении предполагаемого места взрыва.


Как видно из рисунка дуга синего цвета доходит до конца шлейфа (точка Begin), следовательно, эта точка будет находиться прямо над лимбом. Оговоримся, что с учетом неточности измерения расстояния в 100 км, ошибка в вычислении высоты объекта составит 800-900 метров в результате влияния кривизны поверхности земли и рефракции.
Отметим также, что направление дуги почти совпадает с направлением полета объекта, и со спутника можно было наблюдать не только траекторию падения, но и весь полет.
  А теперь приступим непосредственно к измерению высоты. Для этого возьмем фотоснимок  со спутника Multifunctional Transport Satellite 140°E b):


Обработаем его в программе Adobe Photoshop, изменив контрастность и уровни так, чтобы стала четко видна поверхность земли, и нанесем на нее три точки (красного цвета).


Полученное изображение загружаем в программу Google SketchUp и по трем уже нанесенным точкам строим дугу. Программа сама определит радиус этой дуги, и будет выдавать последующие размеры в масштабе дуги.



Визуально видимая неточность построения дуги вызывает погрешность при вычислении высоты в1-2 км. Геометрические искажения, вносимые оптикой, мы учесть не можем, к тому же при наложении координатной сетки убедились в том, что они минимальны.
        В результате получаем Hbegin = Rлимба·3123,6/584137=6283·3123,6/584137=33,6 км, то есть, как вы уже поняли, высота шлейфа и угол наклона траектории, озвученные в СМИ, и якобы, вычисленные американскими учеными, значительно завышены. Для высоты 89 км конец шлейфа находился бы выше середины красной стрелки.
        Если говорить о размерах болида (диаметр 15-20 метров), его массе (7 000-10 000 тонн) и мощности взрыва (100 -500 килотонн ТНТ) то приведенные в работе американских ученых, непонятно откуда взявшиеся, данные либо “взяты с потолка”, либо “притянуты за уши“, как вам больше нравится, и являются производными друг от друга. Болиду диаметром 20 метров и удельным весом 2,2 тонна/м³ (хондрит), будет соответствовать масса  9 210 тонн, и при скорости 19 км/сек он будет иметь потенциальную энергию равную 460,5 килотонн ТНТ.
       Для сравнения, вот такую дыру в земле оставил каменный метеорит Carancas (хондрит), упавший 15 сентября 2007 недалеко от озера Титикака, Перу. В то же время, на сейсмической станции города Пуно в140 километрах от места падения, зарегистрировано незначительное землетрясение с энергетическим эквивалентом 17 ГДж или 4 ТНТ!!!


       Ко всему сказанному добавим: американский ученый - Peter Schultz, professor of geological sciences at Brown University, эксперт в области внеземных воздействий, занимался изучением этого метеорита. Он считает, что каменные метеориты, падающие с высокими скоростями,   не могут быть разрушены атмосферой, то есть не взрываются и не разлетаются в стороны, так как даже раздробленные фрагменты удерживаются в общем потоке барьером ударной волны.
       В первой части статьи мы насчитали 19 случайностей прямо или косвенно связанных с падением «Челябинского метеорита». Список можно продолжить. По неведомой причине (аналитики РБК до сих пор гадают), совершенно случайно, Российский рынок акций в феврале начал падать.  То, что взрыв над Челябинском оказался под прицелом множества видеокамер телефонов и автомобильных видео-регистраторов не выглядит странным, и даже то, что он оказался в поле зрения объективов нескольких спутников тоже не удивительно, их летает огромное количество. Но то, что военный метеоролог DMSP F-16, с периодом обращений 101,942 мин,  контролирующий большую часть территории России оказался рядом с предполагаемой траекторией полета болида это конечно чистая случайность.
      Как видите, уважаемые читатели, случайность правит миром, так что будьте благоразумны и осторожны, возможно, в следующий раз подобный «метеорит» будет падать прямо на вас, случайно.


Спустя 18 минут агрессивное копье громовержца превратилось в воздушное облачко, которое, размахивая усами, вопросительно смотрит на вас глазами разгневанного Деда Мороза благодаря искусству фотохудожника.

шлейф, Стивен Миллер, телесный угол, университет Колорадо, геостационарный спутник, Челябинский метеорит

Previous post Next post
Up