Что такое художественная ценность

Feb 16, 2018 12:07


Не знаю как в России, но в Европе на художественном рынке происходит стабильный спад, по сути - кризис. Галереи, как правило, убыточны, большая часть из них закрывается, и потому что нет покупателей, и даже количество посетителей музеев и выставок снижается. Галеристы жалуются - нет покупателей! И при этом на аукционах произведения старых мастеров продавались и будут продаваться за миллионы долларов. На мой скромный первый взгляд этот разрыв  происходит вследствие потери в современном искусстве понятия художественной ценности, которая упорно заменяется как раз популярностью, выставляемостью, брендом автора и т.п. Люди, конечно, внушаемы, но когда нужно заплатить большие деньги, их не так просто провести. Ну не убеждают покупателя все эти рейтинги, бренды, басноловные цены. Интуитивно всем ясно, что суть искусства - вовсе не в этом, никто не хочет вкладывать в то, что завтра не будет стоить ничего.

Начинаю исследовать суть вопроса об искусстве, художественную ценность.

Вот и статья на эту тему.

Ольга Несмеянова. «О художественной ценности»



В одном из первых номеров журнала  говорилось о том, что не существует всеобщего, универсального, т.е.  пригодного для всех видов, определения искусства. И все же каким-то  образом опознание искусство от НЕискусства осуществляется. Это  происходит как на интуитивном, так и на профессиональном уровне. В  первую очередь произведение искусства опознается по ФОРМЕ(т.е. в его  внешнем выражении) и воспринимается как особая неутилитарная культурная  ценность. Только по форме любой, даже не посвященный в тонкости  искусства человек, может отличить обывательскую сплетню на кухне о том,  как парень с девицей встречался от  произведения Шекспира.

В этом смысле в СССР в прежние годы было  проще, там  были худсоветы разных уровней, где под неусыпным  наблюдением ЦК КПСС строго отделялось, определялось что годится, а что  нет для советского искусства. Конечно, при этом «под нож» попадали  бывало и талантливые люди, но то, что было представлено зрителю,  неизменно обладало высокой культурной и художественной ценностью. И при  этом артрынка, т.е. оборота худ. ценностей практически не существовало.  Не существовало и рыночных отношений, взаимодействия, сравнения  искусства с неискусством. Это было не нужно, т.к. зритель получал  искусство в уже готовом, отделенном от неискусства виде. Он привык не  иметь сомнений и даже не задумывался  о существовании неискусства,  подделок, китча.
С приходом новых денежных, рыночных отношений все изменилось на  противоположность -  зритель вышел на артрынок с намерением купить себе  немного искусства, перед ним завалы самого различного культтовара, как  сориентироваться в нем и как отделить искусство от неискусства? - об  этом не сказано нигде, нет прайс-листов, перечней и циркуляров с  описанием качества и спецификации предмета искусства, потребитель не  имеет ориентиров и указателей и может  осуществлять свой  какой угодно  выбор на свой вкус. Стало ли ему легче в такой свободе? Думаю что нет,  стало сложнее.
Хотя бы потому, что сегодня творческая деятельность художника в глазах  многих приравнивается к виду индивидуальной предпринимательской  деятельности. А предмет искусства выступает как  товар или предмет  инвестиций, вложения и сохранения капитала. Что многих вводит в  заблуждение, затемняя суть.
Если предмет искусства, вступая  во взаимоотношения с обществом,  социумом в  ротацию культурного материала начинает функционировать как  товар, то сразу становятся заметны его существенные и многим непонятно  откуда взявшиеся отличия отношений, по сравнению с  товаром, предметом  обыденного пользования и предметом искусства как товаром. Разница этих  отношений как раз  и кроется в  художественной ценности  артефакта,  предмета искусства.
То есть товар имеет товарную ценность, состоящую в себестоимости его  (труд+материал) и прибавочной стоимости для получения выгоды от его  производства. Если оценивать предмет искусства  исходя из этих позиций,  то стоимость его будет невысока: для картины цена бруска (подрамника),  краски, холста, грунта + маржа художнику. На деле мы видим что за  предмет искусства (или предмет похожий на предмет искусства) запрашивают  обычно более высокую, а иной раз и астрономическую цену. В чем же дело?  Почему, на каком основании повышается цена на предмет искусства? Видимо  потому, что в нем заключена не только товарная ценность, а еще  какая-то, дополнительная, по каким-то параметрам гораздо более ценная  для человека, чем утилитарная ценность обычного товара. Худ.ценность -  это набор свойств, качеств,  уникальных особенностей предмета,  указывающий на его  универсальную социокультурную значимость в обществе,  цивилизации, что позволяет ему быть опознанным как предмет и факт  искусства.
Считается, что если предмет обладает художественной ценностью, то   именно она дает такой размер валоризации (увеличения цены в сравнении с  себестоимостью), каковой, кстати,  ни в одной другой группе  товаров вы  не найдете.  Это конечно привлекательно, в т.ч. для мошенников от  искусства всех мастей - объявить свое «нечто» искусством, имеющим  высокую худ.ценность, чтобы  получить  крупный доход.  Не способность  определить наличие худ. ценности в предмете, отличать ее от товарной  вкупе с самоуверенностью (идущей, что удивительно, чаще всего от  невежества) многих граждан в деле оценки и понимания искусства и ведут к  тому что именно в России мы имеем совершенно дикий артрынок, не  сравнимый по своей дикости и запущенности  ни с одной страной третьего  мира. Где огромные доходы, нечестная и недобросовестная реклама,  преступное  устранение конкурента, затирание профессионалов на обочину,  создание всех условий для расцвета низкопробного китча стали  реальностью, нормой.
Сразу скажу, что свойства худ. ценности - это все то, что в  картине(скульптуре, инсталляции и т.п.) нельзя взвесить, пощупать,  измерить рулеткой  или поковырять ногтем, т.е. они НЕМАТЕРИАЛЬНЫ. Потому  измерению при помощи весов и приборов не подлежат (хотя иные всерьез  этого требуют, а когда не предъявляешь, обвиняют в мошенничестве).  Длина, ширина, площадь и плотность холста, материал подрамника (красное  дерево или береза - без разницы), конструкция подрамника(с распорками,  скосами, фасками или без), грунтовка домашней или промышленной выделки,   ровность   красочного слоя и уверенность мазка, укрывистость краски,   много ли мало  человекочасов вложено в создание предмета, длина  аннотации или сопровождающего текста,  название работы и пр. НИКАКОГО  отношения к художественной ценности предмета искусства не имеют. В то же  время они имеют возможно решающее значение для предмета как товара,   выставленного  на продажу.
По идее, при правильном подходе и оценке  культтовар должен поступать   на артрынок, в салон, магазин, а предмет имеющий худ. ценность - на  хранение в  культурный архив в виде музея, к коллекционеру, в каталог,  буклет, в галерею. Где он цены фактически не имеет. Но обладает  универсальной в зоне искусства нематериальной художественной ценностью.  Даже если  это картина  на старом плешивом куске холста и  разваливающемся подрамнике, ветошь и  как товар может быть  охарактеризован  как хлам.
Какие же свойства позволяют судить о наличии худ. ценности?
Хочу напомнить, что все свойства, характеристики, критерии наличия худ.  ценности в предмете  ноуменальны, т.е. являются проявлением сущности и   содержанием истины, их нельзя пощупать и измерить. Ноумен   художественного может быть реализован как реальность через творческий  замысел, идею творца  в художественном материальном воплощении.
1)      Номером один я бы назвала УНИКАЛЬНОСТЬ художественно  оформленного предмета. Если самый прекрасный художник поставил на поток и  тиражирует многократно свои(или чьи-то) удачные или популярные сюжеты,  этим он  лишает работу уникальности, а с ней и  худ. ценности и   превращает ее в ширпотреб, т.е. делает ее БАНАЛЬНОЙ. А в искусстве  должно быть неповторимое и оригинальное. При всех остальных  высокохудожественных и эстетических свойствах одной банальности уже  достаточно чтобы предмет вычеркнуть из искусства.
2)      Следующий важнейший критерий качества худ.ФОРМЫ  - гармоничное  единство ее с содержанием. Что определяется чисто интуитивно, на основе  развитого художественного вкуса.  При этом действует презумпция худ.  формы, исходя из того что содержание искусства всегда одно - это бытие  человека во всех его проявлениях и идеалах. По сути оно универсально и  едино для всего искусства. Форма ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  не универсальна, а  оригинальна (если она авторская) и уникальна, т.е. присуща   предмету  работы только  конкретного автора, узнаваема и неповторима.  Если форма  банальна, пошла, избита, негармонична  и пр., то никакое самое  прекрасное содержание  не сделает из вещи предмета искусства.  Содержание («прочтение»,толкование) предмета искусства    во многом  субъективно, видится и понимается разными людьми по-разному, в то же  время ФОРМА как предмет реальной наличности, овеществленности более  объективна для оценки.
3)      Кроме того ценность добротно  и последовательно   воспроизведенной традиции является важным  критерием оценки произведения  традиционного   искусства;   а новизна, небывалость, необычность формы -  для искусства нетрадиционного,т.е. авангардного. Надо заметить, что  недопустима «перекрестная» оценка, когда от традиционного  искусства  требуют оригинальности, а от нетрадиционного, авангардного - соблюдения  академических правил школы и т.п.
4)     К художественной ценности может быть добавлена, плюсоваться также  историческая или коллекционная ценность предмета, его «биография».  Сращивание «биографии» произведения (история его покупок-продаж,  нахождения в галереях, музеях, коллекциях и пр.)+ биография, история,  известность имени автора образуют т.н. брэнд произведения и имени  автора. И в наше время могут не только дополнять, но и подменять худ.  ценность даже в том случае, где ее по факту  не было. На самом деле эта  издержка рыночных отношений к подлинной худ. ценности отношения не  имеет, ее не образует и не заменяет и  остается надежда, что время,  когда опадет шелуха сиюминутных отношений, расставит все на свои места.
Если резюмировать, то такие  явления как: имя автора, факты наличной  биографии автора, его материальные нужды, удачи-неудачи, скандал,  реклама, субъективность личной оценки в худ. ценность не входят. И если в  жизни приходится видеть обратное, то это только потому что  произошла  подмена эстетических отношений на товарно-денежные, рыночные, никакого  отношения к  подлинной сути искусства не имеющие.

01.01.2012  /   Редакция

https://klauzura.ru/2012/01/olga-nesmeyanova-o-xudozhestvennoj-cennosti/

Previous post
Up