Острова Силли. Немного истории. Как крестили норвежского конунга. Война которой не было.

Oct 10, 2021 17:23







Острова, по мнению ряда историков, могут соответствовать Касситеридам ("Оловянным островам"), с которых древние финикийцы привозили олово. Однако сам архипелаг большими залежами олова не обладает.

Олаф I Трюггвасон. Как крестили норвежского конунга



Памятник Олаву I на центральной площади города Тронхейма в Норвегии

Согласно легенде именно на островах Силли будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон принял христианство от местного монаха-отшельника, после чего началась христианизация викингов.

Олаф родился около 963 года. Отцом Олафа был Трюггви Олафссон, внук первого короля (конунга) Норвегии Харальда I. Согласно сагам, после многочисленных странствий, Олаф прибыл на острова Силли (Сюллинги). Там он встретился с предсказателем, который предрёк ему большое будущее: стать конунгом и обратить многих людей в христианскую веру. Сага приводит слова предсказателя: «Ты будешь знаменитым конунгом и совершишь славные дела. Ты обратишь многих людей в христианскую веру и тем поможешь и себе, и многим другим. И чтобы ты не сомневался в этом моем предсказании, я дам тебе такой знак: у тебя на кораблях будет предательство и бунт. Произойдет битва, и ты потеряешь несколько своих людей, а сам будешь ранен. Рану твою посчитают смертельной, и тебя отнесут на щите на твой корабль. Но через семь дней ты исцелишься от этой раны и вскоре примешь крещение».



Олаф I сокрушает языческих идолов

Согласно легенде, так и произошло - вернувшись к своим кораблям, Олаф встретил разбойников и в сражении с ними был ранен, но излечился через 7 дней. После этого Олаф и его дружина приняли крещение. В 995 году Олаф Трюггвасон был провозглашён верховным конунгом (королём) Норвегии. Завладев Норвегией, Олаф стал ревностно насаждать в ней христианство.



Петер Николай Арбо. Олафа Трюггвасона провозглашают верховным конунгом Норвегии.

Трёхсоттридцатипятилетняя война

Архипелаг находился в состоянии Трёхсоттридцатипятилетней войны с Нидерландами с 1651 до 1986 года. Эта война считается одной из самых длинных войн в истории, с наименьшими потерями.

Во время Английской революции 1640-1660 гг. В Западной Англии Корнуолл был последним оплотом роялистов. В 1648 году Кромвель захватил весь «материковый» Корнуолл. Флот роялистов был вынужден отступить на острова Силли, которые принадлежали роялисту сэру Джону Гренвиллу.



Джон Гренвилл

Нидерланды были в то время в союзе с парламентом и Гренвилл использовал архипелаг в качестве базы для каперских атак на корабли Нидерландов. Голландский адмирал Мартен Тромп прибыл на острова 30 мая 1651 года и потребовал компенсации за уничтоженные голландские суда и товары, находившиеся на них. Получив отказ он, в июне того же года, объявил войну. Поскольку большая часть Англии к этому времени находилась под контролем парламентских сил, война была объявлена только островам Силли. Так началась Трехсотпятилетняя война между островами Силли и Нидерландами.



Мартен Харпертсзон Тромп

В июне 1651 года, вскоре после объявления войны, парламентские силы под командованием адмирала Роберта Блейка вынудили флот роялистов сдаться. Голландцы не сделали ни единого выстрела, но и официально мира не заключили. Формально Нидерланды и архипелаг Силли продолжали находится в состоянии войны.

В 1985 году Рой Дункан, историк и председатель совета Силли, написал в голландское посольство в Лондоне предложение избавиться от мифа, что острова всё ещё находятся в состоянии войны с Нидерландами. Сотрудники посольства обнаружили, что формально это действительно так, и Дункан пригласил голландского посла на Силли для подписания мирного договора. Мир был объявлен 17 апреля 1986 года, 335 лет спустя после начала «войны».

Реальность этой войны многими исследователями оспаривается, так Боули (2001) утверждает, что Тромп не имел полномочий от своего правительства на объявление войны. Дональд Грэм назвал эту войну "большой пиар-акцией для туристов".

Морская катастрофа 1707 года



Михаэль Даль. Сэр Клаудсли Шовелл (1650-1707).

С 29 июля по 21 августа 1707 года, во время войны за испанское наследство, объединенные силы Великобритании, Австрии и Нидерландов под командованием принца Евгения Савойского осадили французский порт Тулон. Великобритания направила флот для оказания военно-морской поддержки во главе с главнокомандующим британскими флотами адмиралом сэром Клаудсли Шовеллом. Корабли вышли в Средиземное море, атаковали Тулон и сумели нанести урон французскому флоту, оказавшемуся в осаде. Однако в целом кампания оказалась неудачной, и британскому флоту было приказано вернуться домой. 29 сентября флот, в составе двадцати одного линейного корабля, вышел из Гибралтара в Портсмут.

Переход сопровождался крайне плохой погодой, постоянными шквалами и штормрвыми ветрами. Когда флот вышел в Атлантический океан погода ухудшилась на столько, что невозможно было провести наблюдения, необходимые для определения широты. 21 октября в полдень погода прояснилась и навигационные измерения были проведены, место определили - 48° 50-57 северной широты. Флот находился, примерно, в 200 милях к западу-юго-западу от архипелага Силли.



Гравюра 18-го века, изображающая катастрофу у берегов архипелага Силли

21-го сентября ветер изменился с северного на юго-западный, более благоприятный для эскадры, плывущей на северо-восток. Хотя видимость была плохой и приближалась ночь, Шовелл, около 6 часов вечера, отдал приказ отплыть. Флот направился на восток, пока около 8 часов вечера флагманский корабль и несколько других судов не оказались среди скал к юго-западу от острова Сент-Агнес. Четыре корабля разбились о скалы и были потеряны. Ещё один - «Королева Анна», чудом избежал гибели.

Точное число офицеров, моряков и морских пехотинцев, погибших при затоплении четырех судов, неизвестно. Исследователи называют цифры от 1400 до 2000. По меньшей мере погибло 1450 человек, включая адмирала сэра Клаудсли Шовелла.



Фотография Фрэнка У. Гибсона. Временная могила адмирала Шовелла в бухте Портеллик.

В течение нескольких дней после этого тела погибших моряков прибивало к берегам островов вместе с обломками кораблей и личными вещами. Многие погибшие моряки были похоронены на острове Сент-Агнес. Тело адмирала Шовелла выбросило на берег в бухте Портеллик на острове Сент-Мэри на следующий день почти в семи милях (11 км) от места крушения. Позже на этом месте был воздвигнут небольшой мемориал. Шовелл был временно похоронен на пляже Сент-Мэри, но по приказу королевы Анны, его тело было позднее эксгумировано, его бальзамировали и перевезли в Лондон, где его повторно захоронили в Вестминстерском аббатстве.

Позже катастрофа обросла множеством мифов и легенд. Так один из мифов, связанный с катастрофой, утверждает, что некий матрос флагманского корабля, уроженец Силли, пытался предупредить Шовелла о том, что флот сбился с курса, но адмирал повесил его на рее за подстрекательство к мятежу. История впервые появилась на островах Силли в 1780 году. В ней говорилось о том, что моряк, уроженец Силли, признал воды близкие к дому, но был наказан за предупреждение. Этот миф был приукрашен в 19 веке - наказание превратилось в немедленную казнь, а знание моряком положения флота объяснялось превосходными навигационными навыками, а не знанием местных вод. Легенда, также, утверждала, что трава никогда не вырастет на могиле в бухте Портеллик, где впервые был похоронен Шовелл, из-за его тиранического поступка против островитянина. Историки неоднократно дискредитировали эту историю, отмечая отсутствие каких-либо задокументированных доказательств.



Мемориал на первой могиле адмирала Шовелла в бухте Портеллик в наши дни.

Другая легенда утверждает, что Шовелл был ещё жив, когда его прибило к берегу в бухте Портеллик, но был убит местной женщиной ради дорогого перстня с изумрудом, который был на руке адмирала. В те времена жители Силли слыли людьми грубыми и жестокими. Согласно письму, написанному в 1709 году Эдмундом Гербертом, которого семья Шовелла отправила в Силли, чтобы найти и вернуть вещи, принадлежащие адмиралу, тело сэра Клаудсли, "без рубашки", было найдено двумя женщинами, и "его кольцо также было потеряно с его руки". Вдова Шовелла, Элизабет, предложила большое вознаграждение за возвращение любого семейного имущества. Утверждается, что об убийстве стало известно только спустя тридцать лет, когда женщина, лежа на смертном одре, предъявила украденное кольцо и призналась священнику, что убила адмирала. Священник предположительно отправил его наследникам, хотя некоторые историки сомневаются в легенде, поскольку нет никаких записей о возвращении кольца, а история проистекает из романтического и непроверяемого "признания на смертном одре".



Музей в садах аббатства на острове Треско. Французская 18-фунтовое бронзовое орудие, вероятно, трофей добытый во время осады Тулона. Было найдено на месте крушения в 1970 году. Орудийный лафет современный.

Причиной катастрофы называют стечение ряда факторов, в том числе ошибку навигаторов, не сумевших точно определить местоположение, неточность имевшихся карт, на которых острова находились на расстоянии до 15 миль к северу от их истинного положения, а также несовершенством компасов. Ещё в 1700 году Эдмонд Галлей предупреждал об опасности грозящей судам, по ошибке, идущих севернее островов Силли, а не южнее. Он рекомендовал курс не севернее 49° 40', чтобы безопасно миновать острова Силли и полуостров Корнуолл.



Примерный маршрут флота Шовелла в октябре 1707 года. Синий круг показывает предполагаемое положение на 21 октября. Окружность показывает положение флота перед катастрофой Красная горизонтальная линия показывает широту, рекомендованную Галлеем в качестве северного предела для безопасного входа в Ла-Манш.

В 1967 году, при поддержке Королевского военно-морского флота, удалось обнаружить останки флагманского корабля адмирала Шовелла. Части затонувшего судна, более 2000 монет и других артефактов были, подняты с места крушения и проданы на аукционе Sotheby's в июле 1969 года. Среди артефактов был ночной горшок Шовелла, проданный за 270 фунтов стерлингов. В период с 1967 по 1982 год были обнаружены все четыре затонувших судна.



Поднятый фрагмент флагманского корабля адмирала Шовелла

#география #острова #англия #корнуолл #путешествия #история #архитектура #искусство

Предыдущая статья:

Острова Силли. Немного географии

Следующая статья:

Острова Силли. Остров Сент-Мэри. Хью-Таун. Часть 1. Предприимчивый капитан "Ариадны".

#история, #англия, #архитектура, #острова, #искусство, #география, #корнуолл, #путешествия

Previous post Next post
Up