С. М. Прокудин-Горский. Ледорезы на р. Юрезани. 1910 год и 106 лет спустя.

Dec 14, 2018 03:43




 1910 год. Использована реставрация Прохорова Сергея -


 2016 -



Южный Урал. Город Усть-Катав.
Снимок сделан с Французкого моста, этот мост с трудом можно разглядеть на другом фото Прокудина-Горского "Общий вид Усть-Катавского завода." фрагмент -



Деревянный мост держался на сплошном частоколе из подпорок, и чтобы его не сильно сносило каждую весну, ледорезы здесь были просто необходимы.
В 1899-1900 годах, на правом берегу Юрюзани появилась «Колония», посёлок иностранцев, главным образом, бельгийские специалисты, акционеры бельгийского «Южно-Уральского анонимного металлургического общества», взявшие Усть-Катавский завод в аренду. Сейчас на этом месте Первомайский район в городе Усть-Катаве. Заброшенные бараки «Колонии» -


Бельгийцы, и возможно другие иностранцы, поселившиеся в «Колонии» и построившие деревянный железнодорожный мост, разговаривали на французском языке, поэтому мост и называется «Французским».
В 1912 году представители завода выбрали для моста одну из двух неполных мостовых ферм длиной 88 метров, шириной 5 метров и высотой 8 метров, ранее использовавшихся на реке Большой Кинель у ст. Кротовка Самаро-Златоустовской железной дороги. К Кротовке же мостовые фермы были перевезены с Ташкентской железной дороги, где они были сняты с пути из-за ветхости и несоответствия грузоподъёмности. Мостовые сооружения, рассчитанные на пропуск паровоза и нескольких вагонов, были куплены как лом по 25 копеек за пуд и перевезены в г. Усть-Катав на 22 вагонах. В 1913-1914 гг. мостовая ферма была собрана и установлена по подряду бригадой юрюзанских рабочих. Руководил установкой главный директор вагоностроительного завода Г.Г. Шефер.
Мост до 1917 года тщательно охранялся двумя сторожами, ходить по нему могли только иностранцы. После Февральской революции (с марта 1917 года) проход был разрешен и жителям Усть-Катавского поселка. Во время Гражданской войны в июле 1919 года Французский мост и поселок Усть-Катавский завод были обстреляны колчаковцами, в результате чего на мосту появились три пробоины, которые позднее были заклепаны. В июне 1922 года во время наводнения был подмыт один из устоев, мост накренился, угрожая падением. Полностью устранить последствия наводнения удалось только в октябре 1923 года. Во время наводнения 1943 года были размыты железнодорожные пути, но мост не пострадал. После постройки (1976 год) рядом нового моста длиной 88 метров, шириной 4 метра и высотой 11 метров, Французский мост больше не используется как железнодорожный. В настоящее время он предназначен только для пешеходов, гужевого и автомобильного транспорта.
Вид современного моста с квадрокоптера -



Железный мост на несколько метров выше деревянного, поэтому в идеале чтобы повторить снимок надо снимать лёжа на мосту, но с другой стороны даже при съёмке в полный рост деревья закрывают гору, справа.
Вдали видна гора Медведь. Эта гора так-же видна на другом фото Прокудина-Горского "Вид с Могильной горы. Вдали Медвежья гора." -



Справа, за кадром, находится градообразующий Усть-Катавский завод, сейчас ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С. М. Кирова»
За спиной устье реки Катав, на которой устроен заводской пруд. Раньше завод работал на воде и часть реки Катав, отдав заводу свою энергию, впадала в Юрюзань немного выше по течению. Это искусственное русло с рабочих прорезов мы и видим на старом фото справа. Сейчас завод перестал потреблять воду в таких количествах, и без подпитки Юрюзань обмелела в этом месте. Сливной канал засыпали при строительстве насыпи дороги вдоль берега, дорогу скрывают вездесущие деревья.
От ледорезов ни осталось и следа.
Вода в реке прозрачная и кишит рыбой, вид с моста -


 Фото без зума -


 Направление на карте -



На Гугл Панораме -
https://goo.gl/maps/SQvQPNbNeC62
На Гугл карте -
https://goo.gl/maps/nhQCVDoMLqH2
На Паствью карте -
pastvu.com?g=54.935924,58.158839&z=18&s=yandex&t=hyb&type=1
 История Усть-Катава.
1758 - На реке Юрезани, в устье реки Катав, основан железоделательный завод.  Основатели завода компания симбирских купцов и заводчиков - братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова.
1773 - Завод беспрепятственно занял отряд пугачёвского полковника И.Н. Грязнова. С Грязновым к Челябинску ушла и часть устькатавцев.
1774 - В мае через поселок прошла правительственная команда подполковника И.И. Михельсона, преследовавшая восставших, а в июне отряд Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева,  выполняя указ Пугачева, сжег Усть-Катавский завод и окрестные деревни.
1775 - Завод восстановлен.
1820 - Построена первая каменная церковь, церковь Рождества Христова.
1862 - Продукция Усть-Катавского завода демонстрировалась на всемирной Лондонской промышленной выставке.
1890 - Через Усть-Катав построена  Самаро-Златоустовская железная дорога. Построена  ж.д. станция Усть-Катав. (сейчас Остановочный пункт 1799 км)
1890 - Построен деревянный Французский мост.
1901 - Катав-Ивановский завод начинает строить трамваи.
1911 - Пожар, за три часа сгорело 262 дома.
1914 - Построен железный Французский мост.
1917 - В поселке, мирным путём, установлена Советская власть.
1930 - Закрыта церковь Рождества Христова.
1936 - Взорван Герасимов камень.
1939 - Церковь Рождества Христова переоборудована под продовольственный магазин, главный вход  расположился на месте порушенного алтаря.
1940 - Построены опоры моста на реке Юрюзань. (Будущий Брянский мост)
1941 - В Усть-Катав эвакуированы брянские рабочие с семьями и оборудование  Брянского машиностроительного завода имени С.М. Кирова № 13.
1943 - Посёлок Усть-Катавский завод был преобразован в город «Усть-Катав».
1944 - Завершено строительство Брянского моста на ранее построенных опорах..
1947 - Построен Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова.
1960 - На предприятии создано специальное конструкторское бюро по проектированию трамвайного подвижного состава, которое разработало около 20 моделей трамвайных вагонов.
1969 - Начат выпуск трамваев «КТМ-5М3», ставших самой массовой моделью трамвайного вагона в мире!  (14 991 вагонов)
1972 - Сдан в эксплуатацию молокозавод.
1973 - Заработал хлебозавод.
1977 - Брянский мост закрыли для автомобильного движения, мост стал только пешеходным.
1980 - Построена новая плотина.
1987 - Построена новая ж.д. станция Усть-Катав, близ посёлка Шубино.
1994 - Открылся железнодорожный и автобусный вокзал.
1991 - Церковь Рождества Христова возвращена верующим.
2015 - Закрыт Кинотеатр «Родина».

Усть-Катав, по следам Прокудина-Горского, было-стало, фотосравнение

Previous post Next post
Up