Снимок сделан против течения Межевой Утки, с левого берега Чусовой. Справа угол искусственной насыпи Демидовской пристани, прямо, в сторону домов, на старом, и выросшей берёзы на новом снимке, насыпь отделяет пристань от Межевой Утки, а направо, за край снимка, уже от Чусовой. Там же справа за кадром остался шлюз, через который барки выводили из пристани в реку. Пристанью на Чусовой называли не просто причал, а целый комплекс сооружений, позволяющий построить барку, загрузить её и поднять уровень воды на столько, что-бы она смогла выйти в реку при любом уровне воды в ней.
Межевая Утка в устье стала уже почти на сто метров, выросшие кусты на правом берегу задерживают весь мусор плывущий с весенним паводком, из-за этого берег увеличивается с каждым годом. В 1892 году на притоках Межевой Утки было открыто россыпное месторождение платины, а в 1898 году - коренное месторождение. Прииски Межевой Утки дали главную массу платины, добытой на Урале в начале XX века; здесь были найдены самые крупные самородки весом до 8 кг. В 1930-е годы на Межевой Утке появилась драга, она работала по 1960-е годы. Следы её работы до сих пор видны со спутника от Висимо-Уткинска до Висима и выше. Так-же по реке сплавляли лес молевым способом, всё это способствовало замусориванию реки, часть которого откладывалась на этом повороте.
Берега сейчас так заросли деревьями, что сквозь них совсем не видно деревенских домиков. Слева, я спилил деревья в ФШ, заменив кусты на снимок сделанный за ними. Реальный снимок с кустами -
На правом берегу Межевой Утки, на фото слева, первое русское поселение на территории нынешней Свердловской области, деревня Баронская. Со временем она разрослась перебравшись и на другой берег.
В 1568 году, земли до реки Утки, были подарены Строгановым Иваном Грозным.
В 1574 году здесь была построена крепость для защиты строгановских земель, от местного населения. По реке прошла межа между владениями Строгановых и Сибирским ханством, поэтому река Утка стала Межевой Уткой.
В 1581 году в этой крепости останавливалась дружина Ермака, сначала они пыталась перевалить в Сибирь по Межевой Утке, но их непустили местные и казаки спустились до реки Серебрянки.
В 1703 году с Уткинской, тогда ещё казённой пристани, отправился первый железный караван.
В 1709 году, во время Алдаро-Косюмовского башкирского бунта,(башкир обложили непосильными налогами и заставляли сменить веру) Усть-Утка подверглась нападению башкир, селение было сожжено, хлебные запасы увезены, скот угнан. Строгановские крестьяне были разорены.
В 1722 году строгановская деревня - крепость, стала называться Баронской деревней, так как купцам Строгановым был жалован баронский титул, это название сохранилось до сих пор.
В 1725 году часть деревни Баронской, на левом берегу Межевой Утки, захватили Демидовы, и она стала называться Усть-Уткой, а по реке опять прошла межа, на этот раз между Демидовыми и Строгановыми.
В 1759 году Демидовы построили в Усть-Утке пристань. Усть-Уткинская пристань была самой крупной на реке Чусовой и самой технически оснащенной. Порождённая Нижнетагильским и Выйским заводами, в свою очередь она дала возможность появиться на свет Лайскому, Верхнесалдинскому, Нижнесалдинскому, Николо-Павловскому, Черноисточинскому, Висимо-Уткинскому и Висимо-Шайтанскому заводам. Для тагильской «империи» Демидовых Усть-Утка стала «окном в Европу». Не случайно её называли главными воротами Нижнего Тагила. С пристани ежегодно отправлялось до 90 судов, с сотней тонн груза в каждом. На старом фото видны тросы удерживающие деревянные плоты, думаю таким способом вылавливали брёвна сплавляемые по Межевой Утке, для постройки новых барок.
В 1857 году на Усть-Уткинской пристани тагильским мастеровым Максимом Утемовым было начато строительство первого на Чусовой парохода «Опыт». Его строительство продолжалось три года. В 1860 году пароход был готов. Он был приспособлен для быстрого течения и малых глубин, плавал от Усть-Уткинской пристани до устья Чусовой и обратно, мог вести за собой несколько барж. Здесь нужно пояснить, что примерно до середины ХIХ века в России был, так называемый переходный период в судоходстве и суда по рекам двигались несколько иначе, чем сейчас. На палубе первых речных пароходов была установлена паровая лебедка, называлась она - кабестан, а использовалась, та лебедка, для наматывания канатов завозных якорей (якоря, на маленьких лодках, завозились вверх по течению, там опускались на дно и пароход, как бы подтягивался против течения). При помощи таких якорей, судно, вместе с буксируемыми гружеными баржами, поднималось вверх по реке. Такой тип судов назывался так же - кабестаном. Против течения кабестан, с караваном барж, мог преодолеть за сутки в среднем 30 километровый отрезок пути. Гребные же колеса вращались лишь тогда, когда судно шло вниз по течению или маневрировало.
В 1899 году, в Баронской, построена часовня Николая Чудотворца, на месте более старой. Если очень хорошо постараться, её белую колокольню можно разглядеть за домами на старом фото. В советское время в здании часовни размещалась больница, а сейчас турбаза" Баронская" История здания -
http://ekaterinburg.bezformata.ru/listnews/zdaniya-baza-baronskaya-prirodnij/44297939/ В 1918 году прошёл последний сплав железных караванов, потому что в 1878 году уже появилась железная дорога. В 2006 году, в рамках проекта «Демидовская пристань» возле выходного шлюза Демидовской пристани в Усть Утке открылся мемориальный комплекс, символизирующий доблесть и мощь Урала-
Изначально на перекладине висел бронзовый колокол массой 90 килограммов, но естественно, долго без охраны провисеть ему было не суждено.
Памятник находится буквально за правым краем снимка, его видно на фото с этого места без зума -
Пока я ползал по зарослям в поисках следов Прокудина-Горского, на противоположном берегу, полным ходом шла подготовка к празднику, это было 9 мая. Установили временную сцену, накрыли синей плёнкой, привезли солдатскую полевую кухню, поп освятил памятник, каждые пол часа подходили автобусы с туристами начинающими свой сплав по Чусовой с этой пристани. От деревни до этого памятника постоянно катались местные пацаны на мотоциклах, там самый скоростной участок на всю деревню, 300 метров идеального асфальта как на взлётной полосе, есть где проверить всю дурь движка. Потом местные стали тормозить и разворачивать автобусы с экскурсиями, пропуская только сплавщиков, которые стали собирать свои плоты и отчаливать в два раза быстрее обычного. Я всё гадал, что за конфликт у местных с туристами? Переправившись обратно в Усть-Утку и подъехав что бы сфоткать памятник вблизи, я был поражён истерикой женщины бившейся со всей силы головой о гранит. И только когда жена мне показала на памятник, я разглядел за стоящим мотоциклом тело, кровь на белом мраморе памятника, прижатое к движку переднее колесо. Подъехал, предполагаю, отец погибшего, силой забрал сопротивляющуюся и бьющуюся в истерике супругу. Я в шоке, ведь меньше часа назад я завидовал ему глядя как он гоняет с друзьями! Следов торможения не разглядел, фотографировать не стал. Инет -
http://www.v-tagile.ru/novosti-nizhnego-tagila/proishestviya/v-prigorode-nizhnego-tagila-v-dtp-pogib-16-letnij-podrostokПацаны за 50 минут до трагедии -
В 2010 году до Усть-Утки дотянули асфальт и построили мост через Межевую Утку, на котором асфальт и заканчивается, дальше идёт каменистая грунтовка. До появления моста, здесь была канатная дорога, грузы и даже людей переправляли на Баронский берег по воздуху!
На Гугл карте -
https://goo.gl/maps/Rb5qX3dX7172Направление на карте -