Я понимаю, что это всем надоело, но мне все еще интересно :)
Итак, порция фотографий с квадрокоптера, снятые в конце сентября и начале октября.
Общий вид на площадку. Достроено здание очистки компонентов (пристройка к громадному зданию предварительной сборки - его в свою очередь можно узнать по сверкающим металлическим бокам) - но сдача этого строения произойдет только в апреле 2017, а первые компоненты через этот шлюз пройдут вообще не раньше 2018 года.
Шикарный вид на шахту токамака. Тут хорошо видно, что здание комплекса токамака переполнили свою 17-метровую яму и пошли ввысь. В принципе я еще в августе констатировал, что строительство ИТЭР наконец (после 7 лет!) вышло на плановый темп. Кстати, справа от основных токамачных зданий во всю копают котлованы для двух зданий для систем электрического питания магнитов ИТЭР.
Системы питания электромагнитов, кстати, будут питаться от национальной сети Франции вот через этот трансформатор: 250 МВА, 400/66/22 кВ.
Все та же шахта самое покрупнее.
Еще один довольно сложный объект - здание
криокомбината. Его строят с декабря прошлого года, и вообще должны закончить к концу 2016, что бы за 2017 смонтировать оборудование, а в 2018 начать пуско-наладку. Но что-то я сомневаюсь, что за 4 месяца из этих колонн получится здание.
Здание предварительной сборки (по центру) и его вторая пристройка - здание систем радиочастотного нагрева (пока в виде фундамента и металлоконструкций). Здесь будут установлены российские, японские, европейские (индийские стартовые похоже отменили)
гиротроны, индийские
низкочастотные ламповые усилители по 2,5 мегаватта, европейские и индийские высоковольтные источники питания для всех этих радиоусилителей.
Еще одним важным событием осени на площадке стало начало сварки первого из четых элементов
криостата ИТЭР. Это основание криостата диаметром почти 30 метров и высотой 5, состоящее из днища, обечайки и пьедестального кольца.
Здесь основание криостата обведено красным прямоугольником. На данный момент из 6 секторов сваривают днище (диаметром около 20 метров), в конце года начнутся операции по приварки обечайке, а в следующем году - пьедестального кольца и множества мелких элементов (всяких опор, патрубков и силовых ребер).
По идее эта работа должна быть закончена в декабре 2017 года, после чего прямо на раме это основание весом 1250 тонн поедет в здание очистки, а затем в здание предварительной сборки, где на нее будут установлены датчики системы мониторинга. Оттуда в 3 квартале 2019 года кранами это изделие будет перенесено в шахту реактора, и это будет как бы офицальное начало сборки токамака.
Сваркой, кстати, занимаются немцы из компании MAN&Turbo - хотя по изначальным планам индусы хотели притащить 30+ своих сварщиков. Толщина свариваемых элементов - от 50 мм (на пьедестальном кольце будет участки 200 мм), все вручную.
Кстати, на мой взгляд довольно круто, что подобные элементы (весом по 150 тонн и размерами 9х7 м) удалось собрать с такой точностью, что возможна сварка сразу всей конструкции. Надеюсь ИТЭРовцы не будут жадничать на фотографии процесса сварки криостата.