Не смотря на продолжающиеся обсуждения финансирования ИТЭР в парламентах США и ЕС, проект пока идет вперед (серьезные последствия если и наступят, то не раньше 2017 года).
Такие вот картинки можно встретить в европейской прессе. Критика
Хирша все же более справедлива.
Ну а пока посмотрим на то что есть. Например, началась заливка пола этажа B1 в здании токамака
Весь прошлый год наблюдая скользящее отставание строителей от собственных планов порой казалось, что это никогда не случится. Еще 6 таких перекрытий - и здание готово.
В здании предварительной сборки тем временем растет промежуточная стена, отделяющая от строительства будущее чистое помещение. Вообще до сдачи этого строения со всеми системами вентиляции, водны, электричества, кранами и проч осталось меньше года. В июне следующего года должна начаться установка сборочных стендов.
Кстати, подкрановые балки под парные 750 тонные мостовые краны уже тоже устанавливаются на высоте 45 метров. Через месяц должна начаться и установка самих кранов, интересное будет зрелище. Снаружи здание тоже обрело впечатляющий вид
В шахте реактора практически закончен верхний слой биозащиты. Обратите внимание на черные стержни торчащие вверх - это место подвижного крепления цилиндра криостата, фактически внешняя граница реактора. А арматура, торчащая внутрь - это элементы "короны" - основной опоры 23000 тонной машины. Ее заливка планируется на осень 2017 года, после установки некоторых неизвлекаемых коммуникаций.
Из производственных новостей интересным мне кажется изготовление и отправка китайцами трех гигантских трансформаторов системы питания переменных нагрузок.
15 метров высоты, 460 тонн, 250 МВА мощности, 400/66/22 кВ трехфазные трансформаторы будут обеспечивать сеть переменных нагрузок - это
система питания сверхпроводящих магнитов,
инжекторы нейтрального луча и системы
радиочастотного нагрева. На площадке тем временем под эти трансформаторы уже строят посадочные места. Вообще эта часть проекта, обеспечиваемая китайцами опережает события - монтаж должен закончится в 2020 году, а понадобится это все при пусконаладке в 2024-2025. Впрочем, раньше - это не позже.