Довольно часто в новостях можно услышать про какое-то очередное достижение проекта “Прорыв”. Люди, читавшие статьи Алексея Анпилогова про энергетику на основе быстрых реакторов и замкнутого ядерного топливного цикла часто думают, что это именно то, что он описывал. Но на самом деле есть несколько принципиальных нюансов, про которые я хотел бы
(
Read more... )
Смысл такой, что традиционно на быстрых натриевых реакторах для получения хорошего коэффициента воспроизводства вокруг активной зоны (АЗ) ставился бланкет - это ТВС с чистым U238. Он облучался нейтронами из АЗ и в нем нарабатывался плутоний (оружейного качества). Это была часть общей наработки, но значимая часть - 20..40% от общего, остальное нарабатывалось в АЗ.
В итоге у нас получаются два вида плутония - из бланкета, чистый, оружейный, и из АЗ - изотопно погрязнее и посложнее в переработке. При этом, для замыкания надо иметь оба, безбланкетный реактор в лучшем случае дает Кв = 1.
В БРЕСТе предполагается применение нитридного топлива, у которого плотность и Кв выше, т.е. можно получить Кв, скажем 1,1 без бланкетов, чисто в АЗ. Добавляем сюда идею реактора, который не занимается размножением топлива, а обеспечивает только себя - и получаем, что оружейный плутоний не образуется и у нас нет отдельных кассет, в которых много чистого плутония, но мало осколков деления - короче мечта всяких бедных, но хотящих атомную бомбу стран.
В целом же это не новая технология, а смена идеологии - вместо бридеров с максимальным Кв (которые нужны, если мы строим сотни и тысячи гигаватт атомных энергоблоков), и плевать на все остальное, решили разрабатывать быстрый реактор, который питается U238, но нового топлива не производит, и внимание к другим аспектам - нераспространение, экономика, безопасность.
Reply
Reply
Leave a comment