В конце марта на ИТЭР произошло ключевое событие: были объеденены здания предварительной сборки и здания реактора. Фактически, снято последнее препятствие перед началом монтажа токамака ИТЭР.
Сразу объединения зданий началось испытания крановой системы и реакции металлоконструкций зданий (на фото выше краны как раз стоят на перемычке). Напомню, что спарка мостовых кранов обладает грузоподъемностью 1500 тонн, а испытания проводились с нагрузкой 820 тонн на переднем кране и 150 на заднем.
Бетонные тестовые нагрузки по размерам и весу повторяют тороидальные катушки ИТЭР и на фото выше они находятся чуть ближе крышки, которая накрывала последние пару лет шахту реактора.
Кстати, похоже, что мостовые краны в ИТЭР рекордные: во всяком случае примеров кранов бОльшей грузоподъемности для этой конфигурации я не нашел. С одной стороны, опережение всех сталелитейных заводов мира разом впечатляет, с другой стороны это и некоторое проклятие со стороны физики. Если бы мостовые краны с грузоподъемностью 7500 тонн (вместо имеющихся 750) были бы обыденностью, то энергетический термоядерный реактор было бы сделать гораздо проще.
После проверки крановой системы и металлоконструкций зданий была выполнена разборка крышки шахты реактора. В этом процессе мы получили фотографию, как бы иллюистрирующую, как будет выглядеть сборка реактора.
Здесь спарка уже знакомых кранов тащит 100 тонную половинку крышки шахты. В течении ближайших 1,5 месяцев, если не помешает COViD, мы увидим, как в обратном направлении понесут 1250 тонное основание криостата, а летом - различные внутрикриостатные элементы - нижние катушки PF5 и PF6 (которые в ближайшие 2-3 месяца должны испытать на криогенном стенде), фидеры для сверхпроводящих катушек, башню-опору для сборки тороида токамака, композитные силовые элементы и т.п.
Впрочем шахта реактора еще не совсем подготовлена к началу монтажа, но будем надеятся, что в ближайшие недели различные работы по монтажу креплений криостата удаться довести до конца.
Ну и напоследок - фото выгрузки японской тороидальной катушки TF12 (одной из 18) в начале апреля в порту рядом с Марселем, откуда к концу апреля ее должны доставить на площадку ИТЭР. Вместе с тоже недавно изготовленой итальянской, корейскими тепловыми экранами (уже на площадке) и корейским сектором вакуумной камеры (все еще не отправлен) они должны составить первый готовый сектор тороида.