Мне тут задали вопрос, "Валентин, а не фотошоп ли на картинке с тороидальной катушкой из предыдущего поста"? Речь про обведенные странные борозды в корпусе катушки:
По клику можно открыть большую картинку и разглядеть это место поподробнее. Это, кстати, первая сданная европейская катушка, перед отправкой в кадараш, на площадку ИТЭР она приедет 3 апреля.
На самом деле, конечно нет, царапины - не фотошоп. Эти полуцилиндрические углубления предназначены для установки элементов (на сленге называемых "сухарями"), предотвращающих вращение катушек относительно друг друга вокруг оси проходящей перпендикулярно плоскости соприкосновения. Если посмотреть на корпус внимательнее - можно увидеть 4 пояса силовой связи между катушками - две коробки с 12 отверстиями снизу и сверху и две пары "ушей" для установки промежуточных плит на внешней стороне. Однако все эти элементы имеют слабую жесткость против проворачивания катушек относительно друг друга, а электромагнитные силы в этом направлении могут достигать сотен тонн. С учетом потребности в очень точном расположении электромагнитов тороидального поля относительно друг друга, пришлось придумывать такое вот решение.
Впрочем, полюбуемся на конструкцию самого большого на 2020 год в мире сверхпроводящего магнита еще:
С начала производства этих издели на сегодня прошло целых 11 лет - к вопросу о том, сколько занимает становление новой сложной индустрии даже при должном финансировании. Чуть подробнее о технологии изготовлени катушки можно посмотреть в ролике ниже:
Click to view