Возвращение в эфир

Dec 31, 2018 12:30

Наконец я нашел время и силы на блог и надеюсь, что дальше все будет как обычно. Пока я отсутствовал здесь, успел поучаствовать в написании сценария к одному ролику, и пары статей в издания, которые выйдут позже.

Постараюсь на выходных написать годовой пост про ИТЭР, пост про интереснейшие энергостратегии Европы, которые выпускались в декабре (к климатической конференции ООН), закончить "На пути к Укрытию".

Пока же давайте разберем одну уже не очень новую новость по поставке топлива Westinghouse на Украину.



Перегрузка свежего топлива Westinghouse ТВС-WR на Запорожской АЭС перед загрузкой в реактор.

Данная новость интересна утекшими цифрами стоимости американского топлива и сравнением с цифрами по стоимости топлива ТВЭЛ. Но прежде чем смотреть на них, хочется дать небольшой ликбез по тому, как складывается стоимость топлива для АЭС.

В атомной энергетике Европы и США сложилась практика закупки ядерного топлива "по частям": разные переделы закупаются у разных контор и передаются от одной к другой, владельцем их при этом остается энергооператор. Таких переделов четыре: добыча природного урана, конверсия его в гексафторид (и затем обратно в диоксид), обогащение по 235 изотопу, изготовление таблеток, твэлов и ТВС (для краткости этот передел называется фабрикация ТВС). Для какого-нибудь американского частного владельца АЭС совершенно обыденным является купить уран у австралийской BHP Billiton, конверсию провести на мощностях Orano (Areva), обогащение - на ТВЭЛ, и уже обогащенный урановый продукт отдать на фабрикацию Westinghouse.

Отсюда получается, что для получения точной цены ТВС на загрузке в реактор мы должны иметь доступ либо к внутренним документам энергооператора, либо к аж 4 сливам разных контрактов этого оператора. Посмотрим, как это выглядит в случае поставки американского и российского топлива на Украину, цитирую новость:

"В поставке от 15 января 2018 года говорится, что украинской нацкомпании передали 42 единицы тепловыделяющих сборок с необлученным диоксидом урана TB3-WR для реакторов ВВЭР-1000 на 810,85 млн грн ($ 28 млн): 6 шт. TB3-WR 348 SR и 36 шт. TB3-WR 382 RR. Средняя стоимость каждой из них составила $ 677 тыс."
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2018/12/05/yadrenoe-toplivo-pochem-westinghouse-dlya-ukrainy


В тексте "Cargo description" так же читается, что фирме URENCO для обогащения было передано 140,295 и 3,214 кг природного урана на общую сумму 17,5 млн долларов, из которых и было изготовлено эти 42 ТВС. Кроме того в тексте видно "120330,053 ОРР" - это количество единиц разделительной работы, которое было потрачено центрифугами URENCO для обогащения урана. Здесь не очень понятно, оплачивалось ли обогащение по отдельному контракту, или включено в эту таможенную декларацию. С одной стороны стоимость природного урана по декларации получается очень высокой - 121 доллар за кг, в 2,5 раза выше спотовых цен. С другой стороны, уран по долгосрочным контрактам до сих пор стоит порядка 100 долларов за кг, а не 50, как на споте. Наконец, стоимость 120 тысяч ЕРР должна составить 7-9 млн долларов, т.е. получается, что если мы видим "контракт на максимально выгодных условиях", то вполне возможна цена по 677 тысяч долларов за одну ТВС  включающая все этапы, из которых Westinghouse достается 250 тысяч долларов за фабрикацию топлива.

В декларации от 15 сентября этого года говорится о поставке идентичной партии, но уже по другой цене - 638 млн грн ($ 22,39 млн). Средняя стоимость каждой сборки составила $ 533 тыс.



Здесь обогащением занимается уже не URENCO а... ТВЭЛ, точнее "внучка" Росатома предприятие Internexco gmbh. Судя по меньшей стоимости партии урана и ЕРР (13,4 млн долларов) в декларациях все же указывается полная стоимость всех переделов (известно, что TENEX/ТВЭЛ обогащают дешевле, чем URENCO).

А теперь посмотрим на такие же декларации касательно поставок топлива ТВЭЛом. ТВЭЛ, в отличии от Westinghouse, интегрирует в себе кроме фабрикации еще и конверсию и обогащением

По таможенной декларации от 16 июля 2018 года, ПАО «Машиностроительный завод» (входит в состав топливной компании «ТВЭЛ» «Росатома») поставило на Хмельницкую АЭС «Энергоатома» 42 единицы тепловыделяющих сборок для реакторов ВВЭР-1000 на сумму 907,45 млн грн. ($ 31,84 млн). Средняя стоимость одной тепловыделяющей сборки составила $ 758 тыс.



Здесь издание, которое я цитирую, задается вопросом, каким образом получается, что бездуховные сборки Westinghouse оказываются дешевле ТВЭЛ? И приходит к выводу, что стоимость природной компоненты и обогащения надо учитывать отдельно (т.е. прибавить к стоимости первой партии 17,5 млн, а к стоимости второй 13,4), получая стоимость одной ТВ3-WR  больше 1 млн долларов. Мне это кажется неверным, иначе бы было совершенно неочевидно, почему вторая партия американских ТВС 2018 года оказывается на 22% дешевле первой, а более дешевое обогащение и уран хорошо бы объяснили этот момент.

Конечно, не видя контрактов, остается пространство для интерпретации данных документов, однако в целом полезно видеть документальное подтверждение, что годовая партия топлива для 1 гигаваттного блока ныне стоит 25-40 млн долларов, при том, что электроэнергии блок вырабатывает от 350 до 750 млн долларов, в зависимости от цен на электроэнергию.

P.S. Что бы два раза не вставать: вышла новая "красная книга" - выходящий раз в два года обзор запасов, добычи и потребления урана в мире, весьма авторитетное издание.
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2018/12/05/yadrenoe-toplivo-pochem-westinghouse-dlya-ukrainy

Ядерная энергетика, уран

Previous post Next post
Up