АЭС в Узбекистане и кредиты Росатому

Oct 22, 2018 15:34


19 октября 2018 года в присутствии Путина и президента Узбекистана Шавката Мирзиёева был дан символический старт строительству АЭС российского дизайна в Узбекистане. Новая стройка в очередной раз всколыхнула тему кредитования экспортных АЭС Росатома - в частности под АЭС в Узбекистане планируется выделение 11,4 млрд долларов кредита (при полной стоимости строительства в районе 13 млрд долларов).



Макет будущей Узбекской АЭС (c) Атоминфо. Видно, что проект визуально схож с энергоблоками ВВЭР-1200 НВАЭС-6,7

Атомные электростанции являются одной из самых дорогих форм инфраструктуры, особенно если брать единичные объекты. Учитывая так же длительность жизненного цикла АЭС, поиск финансирования для их строительства всегда является весьма непростым квестом.

В частности, в почти всех экспортных проектах Росатома фигурировали кредиты от Правительства РФ начиная прямо с первой волны АЭС: Тяньвань 1&2 в Китае, АЭС Куданкулам 1&2 в Индии строились на международные кредиты Минфина РФ и только 1 блок АЭС Бушер сооружался на деньги заказчика (впрочем, сумма там была настолько невысока по современным меркам, что это неудивительно).

В дальнейшем, правда, Китай перешел на внутренние кредиты для строительства Российских АЭС (в т.ч. потому что произошла значительная локализация проектов - до 70% расходов идет китайским подрядчикам). Иран также нашел внутренние источники для оплаты 2 и 3 блока АЭС Бушер. Индия же продолжает исправно получать кредиты на строительство последующих очередей АЭС Куданкулам, впрочем, погашение первого кредита идет даже быстрее обязательств.

Что касается новых экспортных направлений, то здесь ситуация гораздо более напряженная для Российских финансистов. Практически все проекты и все контракты новых АЭС на атом имеют Российское финансирование




Первенцем этой новой кредитно-атомной волны стала Белоруссия, получившая линию на 10 млрд долларов для строительства Белорусской АЭС. Основной механизм выделения финансов, впрочем, поменялся по сравнению с эпохой первой очереди Тяньваня и Куданкулами - кредитором стала госкопорация ВЭБ. Сам ВЭБ имел разные источники финансов - но во многом это были заемные средства с рынка, а разница в процентных ставках покрывались государством. Были и моменты прямого дофинансирования атомных проектов их госбюджета, однако, пока кредитов на строительство АЭС было мало, эти финасовые потоки тоже не были особо заметными.

И здесь, мне кажется, кроется интересный момент - где будут взяты деньги на все имеющиеся проекты, а именно Куданкулам + Руппур + Аккую + Ханхикиви + Аль Дабаа + Узбекистан ~73 миллиарда долларов, 4,7 триллиона рублей?

Поскольку выделение реальных денег при строительстве АЭС идет довольно долго - от 5 до 10 лет, а для бюджета еще и замазано привлечением ВЭБ разнообразных коммерческих кредитов, то до сих пор этот вопрос закрывался обычным бюджетным процессом, и лишь под капитализацию проекта АЭС Ханхикиви были использованы деньги ФНБ.

Однако, видимо, такому положению вещей приходит конец. С одной стороны сокращается сам Федеральный Бюджет и борьба за его деньги становится более ожесточенной. При этом ВЭБ все больше погрязает в "плохих долгах" и требует все больше денег на решение старых проблем. С другой стороны вместо масштаба 1,5-2 миллиардов долларов в год к началу 2020х стоит ожидать 5-7 миллиардов долларов в год.

Поэтому финансирование будущих проектов сейчас переносится на ФНБ. Интересные подробности этого рассказал (в новости РБК) министр финансов Силуанов

По закону это станет возможно после того, как объем свободных средств ФНБ превысит 7% ВВП. Об этом журналистам рассказал первый вице-премьер - министр финансов Антон Силуанов.

Общий объем ФНБ в конце текущего года составит 3,8 трлн руб., а свободный объем резервов (валюта, не связанная существующими инвестициями и хранящаяся на счетах в ЦБ) - 2,2 трлн руб. В начале 2019 года в ФНБ будет зачислена валюта, накопленная в результате покупок Минфина по бюджетному правилу на нефтегазовые сверхдоходы. В результате в конце 2019 года объем ФНБ достигнет почти 8 трлн руб., а без учета средств, уже размещенных в активы, - 6,4 трлн руб. Таким образом, правительство приблизится к объему ФНБ в размере 7% ВВП. После достижения этого уровня власти имеют право направлять деньги из фонда на инвестиции, рассказал Силуанов.

Получается, что все грядущие атомные стройки будут финансироваться из нефтегазовых сверхдоходов - и в случае снижения цен на нефть или роста расходов бюджета (и уменьшении потока денег, идущих в ФНБ) денег на атомный экспорт может и не хватить.

Например АЭС Аккую в настоящий момент профинансирована из госбюджета на 119 миллиардов рублей. Из этих денег начата реализация проекта, но уже сейчас заключены контракты на поставку оборудования на сумму, большую, чем 119 млрд рублей - а еще есть непосредственно строительство, которое в структуре себестоимости АЭС может занимать до 60%.

Очевидно, что если Росатом не разрешит кризис вокруг поиска турецких партнеров, готовых вложить до 10 миллиардов долларов в АЭС, то для продолжения строительства понадобятся срочные вливания из того же ФНБ.



Как видят ситуацию с возможным перекрытием крана из ФНБ финансисты Росатома.

В итоге, если внутри России сложившееся финасирование новых АЭС ведет к снижению темпа строительства до минимума, то экспортные проекты оказываются в крайне некомфортной ситуации, когда в случае падения цен на нефть могут встать сразу несколько проектов. Формально, экономисты Росатома вспоминают и другие источники финансирования, но на мой взгляд, коммерческие банки в мире сегодня, мягко говоря, не согласны финансировать стройки АЭС в Египте или Турции.

Посмотрим, конечно, как будут развиваться события, и какие механизмы придумают специалисты, но на сегодня, по моему мнению, ситуация неустойчива для старта множества новых проектов АЭС.

финансы, Росатом, Ядерная энергетика

Previous post Next post
Up