Новые фоточки ИТЭР

Apr 10, 2018 00:01

Ничего особо интересного за последний месяц нам iter.org не показал, но тем не менее. Начнем с центральной части - здания токамака, шахты реактора


Read more... )

ИТЭР

Leave a comment

one_versus_all April 9 2018, 21:05:08 UTC
А не бахнет? =)

Reply

tnenergy April 9 2018, 21:14:49 UTC
С некоторой натяжкой можно считать, что даже по плану (который еще и сползет дальше) до 2030х там нечему бахать - во всяком случае в плазменной части.

Reply

ext_3917036 April 10 2018, 06:04:30 UTC
Я так понимаю, теория плазмы не на 100% покрывает известные явления. Можно предсказать и смоделировать на компьютере квенчи и срывы плазмы? Чтобы с реальностью полностью совпадало?

Reply

tnenergy April 10 2018, 07:28:46 UTC
Нет, на сегодня моделирование токамака размером с ИТЭР возможно в упрощенном варианте без учета турбулентности электронов. Какие-то вещи моделируются хорошо, какие-то - совсем плохо.

Кроме того, ИТЭР будет первой установкой с доминирующим самоподогревом плазмы (термоядерной реакцией) - это новое явление.

Reply

ext_3917036 April 10 2018, 11:41:31 UTC
Значит, бахнуть может и без DT :)

Reply

b_my April 10 2018, 13:26:52 UTC
Может бахнуть и вообще без плазмы. :)

Там энергия магнитного поля порядка сотен кг ТНТ-эквивалента.

Reply

tnenergy April 10 2018, 13:30:08 UTC
Может бахнуть и без магнитного поля - 400/66/22 киловольт во всяких хитрых установках, газ под давлением, моторчики по 7 мегаватт, турбинки на 20к rpm и т.п. - есть чему "бахать".

Поэтому я написал "с некоторой натяжкой".

Энергия магнитного поля, кстати, - на 10 тонн тротила (почти 50 гигаджоулей), но бахнет вряд ли - максимум сожжет катушку дугой.

Reply

b_my April 10 2018, 14:16:42 UTC
Если "катушку" (то есть, энергия не уйдёт в заранее подготовленные проводящие гасящие элементы), то "сожжение дугой" будет именно баханием - испарением, последующим адиабатическим расширением и выходом части энергии в виде механической работы.

Вообще, если 50ГДж несколько-Тл поле в обёмах тысяч кубов начинает убывать за миллисекунды, то бахнуть может где угодно рядом. Уравнения Максвелла настойчиво говорят нам, что часть 50ГДж счастья достанется всем более-менее проводящим поверхностям в округе. Чисто по индукции (электромагнитной).
И тут, как обычно, - с ростом числа элементов в округе растёт вероятность появления слабого звена, где выделение энергии вожет быть критичным.

Reply

kincajou April 10 2018, 18:42:29 UTC
я слышал историю про тяжёлые ожоги, полученные монтажником, который шёл с металлической лесенкой-раскладушкой на плече .. под выходной линией электростанции.. когда там сработала какая-то переключающая автоматика

Reply

b_my April 11 2018, 06:32:35 UTC
Честно говоря, не понимаю, как он замкнул контур... Или это стремянка так раскалилась?

Reply

kincajou April 11 2018, 13:34:56 UTC
сама стремянка, в неё более чем достаточно контуров

Reply

tnenergy April 10 2018, 20:02:18 UTC
>Вообще, если 50ГДж несколько-Тл поле в обёмах тысяч кубов начинает убывать за миллисекунды

Что значит "убывать за миллисекунды"? Постоянная уполовинивания поля в тороидальных катушках ИТЭР в случае КЗ - 11 секунд.

>И тут, как обычно, - с ростом числа элементов в округе растёт вероятность появления слабого звена, где выделение энергии вожет быть критичным.

Для того, что бы не испытывать судьбу, спроектирована система сброса энергии магнитов в виде подключаемых резисторов.

Reply

b_my April 11 2018, 06:30:19 UTC
Какое КЗ?
СП-катушка сама по себе КЗ; такое КЗ, которое уже короткозамкнутее некуда.
Речь же не о КЗ, а о резком повышении сопротивления катушки при переходе в резистивный режим.

Если ток в катушке разорвётся, то полю будет деваться некуда, кроме как исчезать. Наводя ток электромагнитной индукции во всех замкнутых контурах, в которых оно представляло ненулевой магнитный поток.

Я понимаю, что она шунтирована гасящими резисторами. Однако, не представляю, как это будет испытываться в "боевом режиме" и рад тому, что точно нахожусь от этой радости очень далеко.

Reply

tnenergy April 11 2018, 11:36:25 UTC
>Какое КЗ?

Глупость сморозил. Скорее наоборот - разрыв.

>Наводя ток электромагнитной индукции во всех замкнутых контурах, в которых оно представляло ненулевой магнитный поток.

Основное все же это рост напряжения на катушке по закону U=LdI/dt. Но при этом у нас же есть медь в кабеле, на которую и ложится весь ток. Причем медь при температуре 4,5К имеет 1/300 сопротивления меди при комнатной температуре, и прогреваться начинает неспешно. За счет этого и поддерживается медленное убывание поля, и за счет этого наводимые вокруг токи малы, а энергия уходит в основном в резисторы.

>Однако, не представляю, как это будет испытываться в "боевом режиме" и рад тому, что точно нахожусь от этой радости очень далеко.

В смысле "как" - зарядили небольшим током, нагрели, слили в резистор, зарядили током побольше и так N раз, пока не доберемся до 1,1 номинала.

Reply

b_my April 10 2018, 14:24:11 UTC
Нет, плазма не просчитывается из первых принципов. Дело в том, что в пределах дебаевского радиуса находится слишком много частиц, при расчётах из первых принципов (Кулон+Ньютон) придётся учитывать их все. И так для каждой частицы... Плюс сверхвысокая нелинейность (что сразу даёт очень, очень высокие требования к точности чисел). Плюс скорости, уже сравнимые со скоростями света (десятые-сотые доли) и вытекающие отсюда характерные времена порядка долей пикосекунд-пикосекунд. И всё это для объёмов в кубометры и количества частиц порядка 1Е23..1Е26.
Вместе всё это - неподъёмные для современных суперкомпов объёмы вычислений.

Только исходя из приближённых моделей в силу понимания физики конкретной установки.

Reply

А такой расклад мне даже как-то не приходил в голову... ecort May 4 2018, 10:28:24 UTC
Читаю вот новостную ленту по поводу возможных очередных российских контрсанкций™: "Члены комитета отметили, что ответные меры, предусмотренные законопроектом, могут привести к выходу России из крупного проекта международного экспериментального термоядерного реактора ИТЭР и потере контрактов на изготовление для проекта высокотехнологичной продукции. Также будет ограничен доступ к передовым технологиям в области изучения атомной энергии."©

PS Подробнее тут: www.rbc.ru/rbcfreenews/5aec18369a7947c68a6bb69b

Reply


Leave a comment

Up