Интересное наблюдение по запуску Falcon Heavy

Feb 10, 2018 12:02

Я смотрю, в рамках холиваров вокруг FH, который взял и не взорвался на пусковом столе, а вполне даже что-то отправил на гелиоцентрическую орбиту (формально дальше, чем СССР за всю историю пусков, но об этом позже) одна из козырных карт у одной из сторон "а почему при заявленной массе полезной нагрузки в 60+ тонн FH пульнул всего одну Теслу весом в ( Read more... )

космос

Leave a comment

apollo_13 February 10 2018, 09:22:09 UTC
tnenergy February 10 2018, 10:03:02 UTC
М, это, конечно, классно, и мучатся не надо, но мне кажется, основное, что я для себя понял, считая ручками - сильную зависимость выводимой на TMI ПН от реальной скорости разделения ступеней в многоразовом варианте. Все везде считают отделение верхней ступени для 3000 м/с, а оно в реальности бац - и на 2640, да еще и с потерей ЦБ.

Reply

apollo_13 February 10 2018, 10:12:38 UTC
Они явно очень хотели получить ЦБ в хорошем состоянии, но что-то пошло не так. Это видно по тому что был сделан boostback, который для миссий на ГПО не делается и ASDS была всего в 342 км вместо обычных для ГПО 600+. Тем более странно выглядит посадка на трех двигателях. Но в любом случае спасти ЦБ Фалкона Хэви _проще_ чем первую ступень Фалкона 9 для одинаковой ПН. И ее состояние после посадки будет лучше.

Reply

tnenergy February 10 2018, 10:25:26 UTC
>Тем более странно выглядит посадка на трех двигателях. Но в любом случае спасти ЦБ Фалкона Хэви _проще_ чем первую ступень Фалкона 9 для одинаковой ПН.

Если мы разделяем ЦБ от верхней ступени FH на меньшей скорости, чем для F9 - то в чем вообще смысл использования FH?? Если бы у FH была бы более тяжелая верхняя ступень, то это было бы понятно, а так получается, что мы прожигаем 27 мерлинов и 3 первых ступени против 9 и 1 за ту же ПН.

Reply

apollo_13 February 10 2018, 10:30:01 UTC
Почему меньше? При той же скорости останется больше топлива на посадку. При большей скорости останется столько же топлива. Можно найти точку когда и скорость будет выше и топлива на посадку останется достаточно.

Reply

tnenergy February 10 2018, 10:35:35 UTC
>При той же скорости останется больше топлива на посадку. При большей скорости останется столько же топлива. Можно найти точку когда и скорость будет выше и топлива на посадку останется достаточно.

Да, согласен, это аргумент. Но поскольку мы не знаем, как по разным нагрузкам при возвращении распределяется стоимость переиспользования ступени, судить сложно. Пока не начнутся серийные реюзы ступеней - это точно не окупается.

Впрочем, здесь может быть мысль, что SpaceX быстро уходит вперед от конкурентов в понимании, как именно надо использовать многоразовость, что бы получать прибыль. Тупо за счет того, что у них реальный опыт, а у остальных - только мысли в голове.

Reply

apollo_13 February 10 2018, 10:52:45 UTC
8 раз это несерьезно? :)

ИМХО состояние ступени после посадки в основном определяется скоростью входа в атмосферу. До сих пор все летавшие повторно ступени кроме одной в своей первой миссии летали на низкую орбиту и с большим запасом по ПН, что позволяло входить в атмосферу на скорости 700-800 м/с. А у тех что летали на ГПО и садились в 2 включения скорость входа была 1400-1600 м/с. Такая полетела только одна как боковушка Хэви и наверняка подверглась серьезной переделке. Скорее всего от хвостового отсека там только двигатели остались.

Reply

tnenergy February 10 2018, 11:44:41 UTC
>8 раз это несерьезно?

Я про серийный реюз одной ступени. Тогда появится смысл в инвестициях в то, что бы она хорошо реюзалась :) 2 использования одной ступени, конечно, экономит стоимость запусков, но, надо думать, незначительно.

Reply

apollo_13 February 10 2018, 11:59:49 UTC
Был смысл в инвестициях или нет уже совершенно неважно. Они уже сделаны и назад их не вернуть. Теперь вопрос только в том чтобы снизить текущие затраты.

Reply

tnenergy February 10 2018, 12:16:00 UTC
>Был смысл в инвестициях или нет уже совершенно неважно. Они уже сделаны и назад их не вернуть.

Вы как-то нить разговора что ли потеряли... Речь идет о подтверждении или опровержении идеи, что FH - это "дешевая многоразовая замена F9" Я говорю о том, что пока мы не увидим массового реюза ступеней, утверждать этого нельзя.

Reply

apollo_13 February 10 2018, 12:31:45 UTC
Действительно потерял. Хэви это не дешевая не массовая и не замена Фалкона 9. Это ракета в первую очередь для военных ПН и АМС, которые даже одноразовый Фалкон 9 запустить не может. Коммерческие спутники им тоже будут запускать, но в первую очередь чтобы набрать статистику.

Reply

techwork February 10 2018, 16:00:02 UTC
Нет Хеви именно дешёвая.
Block 5 позволит сделать ВСЕ спонсоры возвращаемые. И с нагрузкой 63 тонны.
А вот основная ступень будет ещё переделываться. И по началу возвращаемой будет только на щадящих режимах. Т.е. на нагрузке до 30 тонн.
Т.е. 1,5 за кило Роскосмосу пока не грозит. НУ пару лет.

Reply

maikcg February 10 2018, 22:05:12 UTC
С нагрузкой 63 это все три на дно, с возвратом 30. И пока никто до сих пор не озвучил цену переборки внутренностей. Больше 2 раз ни одна ступень не летала, а полетела ли новая или повтроная тоже не проверяли, поверили на слово. Сперва обещалки в 30% экономии, сейчас уже только 10%. Так что на дешевую замену хевик не тянет, Маск как-то мимоходом сказал, что "на разработку и пуск" хевика 500 миллионов ушло, верх и боковые ступени стандартные, их не надо разрабатывать, остается усиление центра с крепежом и пуск.

Reply

tnenergy February 10 2018, 22:11:22 UTC
Верхняя ступень и боковушки "стандартные" только в плане, что они хорошо унифицированы с Ф9, а центральный бустер унифицирован плохо. В реальности все ступени переделываются.

Плюс просто R&D в 1000 человеко-лет обойдется в США миллионов в 200 минимум. Тупо на зарплаты, стенды и аутсорсные работы.

Reply

maikcg February 10 2018, 22:17:06 UTC
Верхушка это точно кусок обычного фалкона. У него хорошо с унификацией, вторая ступень она по сути укороченная копия первой :)

Reply

techwork February 10 2018, 22:27:45 UTC
500 млн это вся программа создания FH это песец как дёшево.
63 это когда спонсоры будут только Block5 и ядро будет допилено.
30 это сейчас вот прям сейчас уже готовое решение с тремя возвращаемыми ступенями.
90/30=3 тыс долларов Это вот прямо сейчас. Протон 65/23=2,82. Но при этом страховка на Протоны дороже на 8%. Взрываются часто и летят не у ту степь. Т.е. фактически 3 vs 3.04
Но так будет выводится только Арабсат. Пока спонсоры старые ступени ранних выпусков Фалькон-9.
Как только пойдёт в серию Block 5 так сразу же будет 63 тонны с возвратом двух ступеней.
Вот тогда кило и упадёт. нет ное до 1,5 но до 1,8 Это эквивалентно Протону 23*1.8 41.4 при той же страховой.
Для союза ст это эквивалент 8.2*1.8=14.76. При этом частота пусков такая что попутчики будут набираться очень быстро. Про более высокие орбиты и вовсе уже сейчас он уже уделал всех.
Выживет только Союз на спутниках до тонны весом.

Reply


Leave a comment

Up