Очередное небольшое обновление по ИТЭР: на площадке начали сборку нижнего цилиндра криостата.
Вот эта обечайка из нержавейки внутри серой рамы - часть вот такого нижнего цилиндра (Lower Cylinder)
Обычно в каждом элементе ИТЭР есть какая-то изюминка, рекорд по каким-то параметрам, ярлык "первого в своем роде", здесь же все довольно рутинно - просто детали цилиндра диаметром 29 и высотой в 11 метров, которые надо выставить с точностью в 5 мм по всем углам и сварить.
Для этого используется лазерный трекер. Нижний цилиндр снабжен массой проходов и отверстий для разных коммуникаций: водяных, криогенных, электрических,
вставок порт-плагов и т.д Например большой прямоугольный вырез за человеком выше - это место установки модуля
криосорбционной помпы.
А на следующей фотографии в центре прямоугольный вырез со скругленными углами - для "депо"
робота системы IVVS
Прототип робота IVVS.
Нижний цилиндр будет состоять из двух ярусов, пока выставляется только нижний. Толщина стенки - 40 мм. Снаружи на переходах на шахту реактора будет приварено множество гармошек, которые будут компенсировать перемещения точек соединений при сжатии криостата во время вакуумирования и захолаживания.
Здесь на модели криостата показаны прямоугольные гармошки-компенсаторы, и в правой врезке - система двойных двухслойных гармошек для трубопровода нейтрального пучка.
В наборе кадров по началу сборки нижнего цилиндра видна панорама мастерской криостата, где происходит дело. В т.ч. вторая рама с основанием криостата (у дальней стены)
К сожлению, при увеличении видно, что после завершения сварки днища основания дело так и не продвинулось, хотя работы еще много. С другой стороны и времени еще много - здание токамака будет готово к началу сборки реактора, которая начнется именно с установки в шахту основания и нижнего цилиндра криостата, в 4 квартале 2019 года, т.е. еще почти 2 года есть у индийско-немецкой команды, что бы закончить эти две большие железяки.
Кроме криостата хочу показать три фотографии намоточного пакета тороидальной катушки, которые изготавливаются в Италии.
Сверху полностью собранная катушка, готовая к транспортировке на предприятие SIMIC, где будет производится установка этого пакета в силовой корпус. Снизу - новая, поставленная на монтаж коммуникаций.
В свое время инженеры пугали сложностью сборки узла подключения гелиевых, электрических силовых и диагностических вводов снизу катушки. В реальности выглядит не так и страшно.
Ну и наконец, фотография обмотки намоточного пакета внешней изоляцией. Интересно, что и эту работу выполняет роботизированная конструкция с большим портальным приводом - она сделана ради всего лишь 10 изделий....