Играйте, девочки, играйте, мальчики...

Aug 16, 2012 01:43

Это открытие я привезла из Белоруссии. Оно уже отлежалось, но было столь потрясающим, что, по-моему, стоит того, чтобы им поделиться.

Белорусская программа "У-2" была выстроена так, чтобы за 10 дней участницы прошли всю вводную программу Веджены, которая в Москве проходится на более протяжённом интервале времени. Поэтому Узоры и Узелки проходились практически те же, что и в Москве и других городах, а вот для ладок и кукол были выстроены новые программы. Моё открытие - из кукольной.

Всего мы проводили 3 встречи. Каждя была посвящена определённой группе кукол "Обережные", "Обрядовые" и Игровые". Уже позже, в Москве, меня улыбнуло и даже ухохотнуло, когда моя мама пришла с презентации занятия по кукле в социальном центре для пенсионеров, и рассказала, что ведущая начала встречу словами: "Ну, поскольку что такое обережье, все и так знают, то сразу перейдём к куклам". Что такое обережье, мы подолгу и с удовольствием разбираем всякий раз на вводном занятии по кукле, всегда есть о чём поговорить, и бывало, что опытные кукольницы, занимающиеся куклой по многу лет, благодарили за то, что на встрече они наконец поняли, что же они всё это время делали :-))))

Та же история - с обрядовыми куклами. Эта встреча, в отличие от обережных кукол, проводилась впервые, и мне было приятно и удивительно, что знаний оказалось уже много, они легли на душу, и разговор на встрече тёк словно сам собой, как будто я рассказывала об этих куклах много-много раз.

Но по-настоящему поразила всреча про игровых кукол. Наачлась она с того, что я с превеликим удовольстием скрутила для участниц Перенашку в натуральный размер, а участницы с не меньшим удовольстием стали её тетёшкать как живую. И тоже сам собой потёк разговор о том, зачем куклы нужны в жизни, какие возможности даёт игра. Очень легко и естественно, как само собой разумеющееся, вышли на то, что игра помогает подготовиться к взрослой жизни, позволяет получить разные навыки будущей взрослой жизни, всех её бытовых сторон, учит общению и взаимодействию, чувствам и отношениям. Я привела примеры, которые знала об игре в Традиции (игра в Свадьбу, хороводные игры куклами до вступления в хоровод и т.п.), мы все пламенно увлеклись этой темой. Некоторые участницы вспоминали, как и во что они играли в детстве, осознавая теперь, какую пользу они извлекали из игры, некоторые, кто "не играет" сейчас, с удивлением обнаруживали, что на самом деле играют, только не называют это игрой. Некоторые сетовали на то, что не играли в детстве куклами, и видели пробели, чего оказались лишены. В общем, беседа проходила в едином ключе.

А надо сказать, что в группе у нас был один мужчина. Всё-таки счастье, что в нашей жизни есть мужчины, что бы мы быз них делали?!!

И вдруг, в разгар этого пламенного обсуждения, наш мужчина задаёт вопрос: "Минуточку, а как же победы и проигрыши?" Мы не поняли, он продолжал: "Игры с победителями и побеждёнными? А соревнования?" Мы опешили. Было ощущение, что с разгона врезались в глухую стену. Полное непонимание происходящего. Я робко спросила: "Э-э, Вася, а как можно победить в "дочки-матери"?" Но, естественно, быстро пришли в себя и вспомнили, что да, конечно, есть состязательные игры, и много. И есть игры с победителями и побеждёнными.

И тут стало проступать понимание. Вопрос был задан мужчиной! Это их жизненная задача, их драйв - соревноваться, соперничать, дерзать и побеждать. А женщины, если бы им не напомнили про соревнование, так и играли с пеленашкой и другими куклами всё занятие с превеликим удовольствием, и забыли бы посоперничать!

Стала складываться картинка. В Траиции игры с соперничеством на силу и ловкость - мальчиковые, точнее, это молодецкие забавы. Девушки играли иначе. Были игры смешанные, хороводные, тоже на ловкость, типа "кошки-мышки", но там ведущие менялись постоянно, и о победах-поражениях речь не шла. Пр игры в куклы я уже написала.

А что получается у нас сейчас? Вспомнился родимый детский сад, советская школа... Бегать наперегонки ставили в пары мальчиков с девочками, никто не приучал нас чувствовать себя разными. Наоборот, уравнивали во всём. И с детства приучали девочек соперничать с мальчками. Кто дальше кинет, лучше нарисует, быстрее пробежит. Да и сейчас ничего не изменилось, на самом деле. Этот культурный слой глубоко въелся.

Из садика соперничество перекочёвывало в школу. Мы к нему привыкали всё больше.
Потом - на производство, в бизнес. Женщины, соперничающие с мужчинами. Мне не раз доводилось видеть, что, побеждая на этом поле, женщины счастливы и горды собой, но терпя поражение, обижаются и начинают взывать к преимуществам половой принадледности: "Ну как она могли так со мной, я же женщина, как им не стыдно, тоже мне мужики называются!" А дело в том, что мужики, если им предлагать состязание, включаются именно на то, чтобы сразиться и выиграть, и почуяв соперичество, не будут разбирать, кто перед ними. Соперничаешь - всё, забудь, что ты баба. Биться будем по-мужски. Так уж мы устроены.

Но и это бы ничего. В конце концов, кому-то нужно получить такой опыт в мужском мире. Хуже всего, что это же соперничество неосознанно переносится в семью. И жена соперничает с мужем, кто умнее, ловчее, предприимчивее и Бог знает, что ещё. И получается, что в семье двое топчутся на одном поле, игра идёт на мужской половине, а женская половина со всеми её возможностями - сиротливо пустует. И однобокая и неуютная жизнь у нас получается...

И так мне грустно стало...
А ведь не так много надо: всего-навсего - вспомнить, что мальчики и девочки играют по-разному. И больше об этом не забывать...
Previous post Next post
Up