Обращение от 24 октября 2020 года. Изначально опубликовано в официальном сообществе газеты «Разумная Материя» в «Контакте»:
https://vk.com/@savehuman-publichnoe-obraschenie-k-nikolu-i-ilhamu Текст обращения на русском языке:
Ողջույն եմ ձեզ և ձեր ժողովրդին: | Sizi və sizin xalqınızı salamlayıram!
Никол Воваевич, Ильхам Гейдарович, я обращаюсь к Вам в связи с тем давним спором, тем некогда безобидным, слепым и беспомощным существом, что по причине опрометчиво щедрой кормёжки, пользуясь бессменным безрассудством и равнодушием, выросло и окрепло в беспощадную химеру, что обзавелась телами, обросла лицами и выучилась человеческим голосам… Она живёт, дышит и развивается, отстаивает своё право на бескрайнее жизненное пространство и бесчисленное потомство, питаясь людским страхом и недомыслием. Тех, кто решает противиться ей, сами же люди бросают в жерло её неуёмного аппетита, окропляя невинной кровью алтарь её гибельного плодородия, видя в каждом новом борце и освободителе лишь нового смутьяна и предателя, что посмел рассечь в ней искры нового гнева, готового обрушиться на них - несчастных, - потерявших и зубы, и сердца.
Я обращаюсь к Вам в связи с той резнёй, что ходит по миру, и снова и снова не находит своего предотвращения и вот уже Вами была избрана в качестве единственного действенного метода сдвинуть с места грузные и неповоротливые аргументы друг друга. В качестве единственного метода вывести политическую инициативу из полудрёмы, дать оппоненту отрезвляющую пощечину в надежде пробудить в нём разум, но на деле же ввергающая его в новый дурман старой злобы. Устраивает ли вас такое пробуждение и такое бодрствование, что уготовило вечный сон для всех, кто рискнул обнажить нужду в доверии и силе?
Это неуклюжее падение во взаимное уничтожение, что стало правилом хорошего тона и подаётся зрителю и с надменной гордостью, и с героическим пафосом, как последняя мера праведной силы и неуступчивости, что исчерпала доводы увещевания. Но безнадёжен тот разум, что находит себя исчерпанным. На деле же всё это не более чем бездарный плагиат, одна из реминисценций и пародий на глупость прежних искалеченных веков… Это гримасничанье и кривлянье превращает в тупик всё, чего оно касается… И больше нет четырёх сторон света, нет отныне ни высоты, ни пропасти. Искаженный и осквернённый страхом и растерянностью, облик вашей внешней политики находит себя обезображенным.
В этом пагубном и ложном противостоянии Вы выступаете не от своего лица, но от лица своих народов. И всё чаще говоря «Я», вы подразумеваете «МЫ». «МЫ» и «Я» стали единым целым. Но человек должен ступать и мягко, и осмотрительно, когда говорит: «МЫ». В отношении кого же распространяется Ваше «МЫ»? Что означает и что в себя включает Ваше «МЫ»? Каковы его требования, каковы гарантии и что оно готово дать взамен?
Чем глубже в почву истории уходит вражда, тем более вязкими, неподатливыми и разъедающими свойствами она обладает, тем более бесполезными и скудными являются её плоды. Тогда всякая истина находит себя растворённой без остатка, а всякое здравомыслие пытающегося её отыскать - отравленным ядовитыми парами ложных трактовок и лукавой предвзятости. Тогда отчаявшиеся археологи наших мнимых побед, страшась нового и смертельного разочарования, всё чаще снабжают нас своими миражами и сновидениями. Возводят целые города, страны и империи из фанеры и папье маше, в которых мы с удовольствием селимся и ревностно платим двойную цену. Всюду нас начинают окружать радужные декорации и ширмы, всюду слышится вычитка сценариев и вечный маскарад репетиций. И тем более бесцеремонной и жизнеспособной становится та химера, тем больший грех ложится на плечи тех, кто взял на себя и бремя, и достоинство вести за собой уже крепкие тела, но еще неокрепшие умы.
Эксгумированная и выкорчеванная из своих могил, сама древность оказывается опороченной. И там, где она требует дикости, цепких лап и шерсти, она чует лишь испуг и беспомощность. Само время оказывается извращённым, и люди, плавающие в нём подобно рыбам, но уже лишённые плавников и жабр, всплывают кверху брюхом, чтобы быть пойманными и съеденными. Тогда все мы - человечество вне наций и границ, - оборачиваемся людоедами и самыми безжалостными падальщиками, терзающими то, что ещё стонет, бьётся и дрожит.
Так что же значит это «МЫ»? Что значит быть азербайджанцем и что значит быть армянином? Неужели ненавидеть что есть сил друг друга? Значит ли это быть напрасной жертвой и быть заклеймённым судьбой бессмысленного мученичества? Вся человеческая красота и благородство ваших народов оказываются, в таком случае, бессовестно попранными, весь трудоёмкий путь становления общей человеческой культуры, все достижения оказываются обесцененными, лишенными своего громкого слова. В угоду достоинствам бездомных псин - рычать, кусаться и царапаться, - азербайджанец и армянин встают на четвереньки.
Окружая войну ореолом героического патриотизма, благородного самоотречения и бранного подвига, Вы предаёте вверенные Вам судьбы. Обращаясь к прошлому мнимых утрат и побед, Вы собственноручно обрекаете своих детей на страшную участь быть заживо сваренными в котлах безжалостной и никому ненужной войны. Вы обрекаете людей, причисляющих себя к армянам и азербайджанцам, чувствовать позор и ощущать незримую укоризну соотечественников за отсутствие ненависти другу к другу. Позор за человеческие миролюбие и здравомыслие, за свободу от пагубных пристрастий к опьяняющим страху и злобе. Вы обращаете подлинное человеческое достоинство в постыдный недуг, что нужно туго подпоясать и спрятать поглубже в свои нестиранные одежды.
Оттого в современном мире видится лишь одно противостояние, в котором следует принимать участие - это противостояние хрупких умов и горячих сердец с одной стороны и косности и бессердечия порочной зрелости с другой. Но где же это видано, чтобы молочные телята учили зрелых быков?! Похоже, это те быки, что ведут свои стада на убой. Набухшие вены под глазами мешают им видеть.
В Ваших силах пресечь существование по инерции, это механическое вращение ремней и колёс бездумной четвертующей машины. В Ваших силах надеть ошейник на тысячеглавое и тысячегласое создание, чтобы положить конец этому пиру и балу бесчестия. Пока первая из его пастей лишь вознамерится размежить клыки, последняя уже вынесет очередной смертный приговор; пока первейшая из его лап только замахнётся, последняя отсечёт очередную голову. Рано или поздно, захватывая и проглатывая всё больше, оно превращается в неумолимую обезличенную стихию, которая не делает различий между тем, откуда разносятся мольбы о помощи - с трибуны ли из камня или со скамьи древесной.
Если этого не сделать, Карабах-Арцах будут делить не только в самом Закавказье, но везде, где это удастся и обстоятельства сложатся в очередной несчастный случай. Уже сейчас Карабах-Арцах стал поводом не только для ожесточенных споров, но и праздных бесед. Над ним сокрушаются, над ним смеются, о нём сожалеют и закрывают в ужасе лица…
У вайнахов есть стародавняя поговорка: «Лоалахочунца ийг1ачун ц1ен оаг1ув бежаб». Она гласит о том, что неспособный договориться с соседом сродни безумцу разбирающему по кирпичу собственный дом. Неужели Вы настолько ослепли и лишились рассудка желая отравить мнимого врага тем ядом, что принимаете сами с невероятной жадностью и упоением? Неужели любовь к свободе и родной земле для всех армян и азербайджанцев означает испить чашу этого яда до самого дна?!
С величайшей обидой в сердце я наблюдаю то, как в очередной раз любовь и свобода оказываются подло, искусно и цинично переодетыми в праведные злобу и мстительность.
Недолог час лидера, что без сожалений призывает к расправе и пытается внушить презрение к новоизбранному врагу. То способно изобличить в нём первейшего предателя и душегуба своей нации. Глупца, что оттого ещё более низок, когда бьёт по самому уязвимому месту человеческого сознания, затрагивая сильнейшие и глубочайшие чувства: любви, преданности и благодарности. Подлинно человеческие чувства, которыми каждый из нас овладевает и отдаётся с самого раннего детства. И этот дрянной актёр помещает мнимую угрозу прямо у порога каждого дома, он готов постучать, что есть силы, и даже разбить окна, чтобы звучать более убедительно и действовать правомерно, не испытывая сопротивления назойливых моральных законов и суда совести.
Невероятные преданность и любовь, чувство долга перед родителями, что затем трансформируются в гражданский долг перед государством, долг патриота перед родиной на протяжении всей истории политической борьбы находятся в самой бессовестной и безжалостной эксплуатации. Рано или поздно в жизни каждого гражданина наступает заветное время доказательств и поступков. Но родителям чужды подобные требования. Их любовь и преданность беззаветна, безрассудна. Потому, требуя доказательств, готовы ли сами их предоставить? Любите ли Вы каждого сына и каждую дочь Армении или Азербайджана так, как любят их собственные родители? Ваше заветное время наступило.
Безусловно и в Армении, и в Азербайджане существует стихийно сформированный общенациональный консенсус о недопустимости каких-либо уступок оппонирующей стороне. Но скажите мне, где будут те люди, что демонстрируют подобную категоричность и твёрдость умозаключений, когда в руки к ним испуганно кинется и обмякнет отчаянно прежде тёплое, ныне холодное тело? Когда на их глазах ловкие и живые улыбки будут застывать в гримасы безжизненных и неуклюжих кукол. Когда цветущие мальчишки завянут, будто сорванные цветы полевые… Для каких же букетов?! И для кого?!
Кто больше и громче всех рассуждает о войне, кто прославляет убийства и жаждой новой крови празднует чужие потери, сооружая новые тамерлановы пирамиды, тот никогда не был на войне, тот лишь трусость свою прикрывает грозными речами и завидев лишь её оскал, окажется задушенным собственными слезами; он вмиг лишится и чести, и собственных пяток.
Справедливо ли и совестно ли говорить об уступках, когда дело заходит о спасении собственных детей? Или же в большой политике нет места милосердию и скорби? Тогда это политика свиней, что резвятся в грязи и на очередном вираже своего забега не видят разницы, глотать ли грязь, камни или же собственное потомство. Шаг в сторону мира нельзя назвать уступкой. Забота о каждой жизни есть первоочередной долг и ваша обязанность и, если есть одарённые слепотой по рождению, Вы от подобной роскоши должны отказаться.
Пропустив удар, не нужно бить в ответ, но нужно остановить руку, что вознамерилась замахнуться снова. И сейчас замахиваетесь Вы оба! Довольно смертей в утешение политического азарта, что уже давно пересёк грань преступной опрометчивости, довольно смертей на потеху зрителям, чей вкус столь развращен, что не способен увидеть, сколь ничтожная грань отделяет благородную смелость от самонадеянной глупости. Ещё никогда не было намерения достойней чем намерение водворить мир, построить мирное будущее для своих детей. Поступить правильно означает поступить справедливо, милосердно - и это право всегда принадлежало сильнейшему.
Все мы заложники тех обстоятельств и условий, что сложились задолго до появления современных политических реалий. И никто из нас не желает задерживаться в подобном сомнительном положении по собственному желанию. Мы вынуждены пожинать плоды имперских амбиций, канувших в небытие монстров, пожравших и выплюнувших бесчисленные народы. Все они оставляют после себя лишь одно - горделиво-тщеславную хронику собственных зверств и зловеще-сакральную клятву о грядущем возрождении. И даже после их смерти та мёртвая история внушает ужас. Она парализует в нас жизнь и рассудок, вынуждая следовать диким привычкам первобытных времён. Мамонтов давно уж нет, но мы остались…
Та история, что имеют сейчас в своём распоряжении все народы - дурно пахнущий суррогат, противоречивая разноголосица демонов прошлого, выжженная на человеческой коже. И служит она лишь одному - поддержанию в обществе постоянного градуса взаимных недоверия и подозрительности. На этой иллюзорной истории основаны столь же иллюзорные права. Апеллируя к истории, образовались нынешние границы государств и границы соответствующих юрисдикций. Эти бестелесные, обезличенные звери, что терзают друг друга, стараясь отщипнуть кусок побольше да повкуснее. И вот уже Вы, продолжая обращаться к мифам истории и права, жертвуете собственным благополучием, становитесь щедрыми донорами плоти для новых страниц бесконечной трагедии. Все причины и все следствия доступны нам в опыте непосредственного настоящего. Стоит лишь единожды осознать это и всё порочное мироустройство современности, что привыкло к грубости и насилию, начнёт обрастать трещинами.
Нравственное невежество порождает политическое безрассудство. Истощая, изматывая друг друга вы рискуете обречь Ваши государства на пагубную болезнь, которой следует опасаться любому народу. Это порок изгнанных и всюду гонимых, лишенных собственной государственности и избравших отныне свою слабость в качестве единственного оружия. Позитивная виктимность, нарочитое выпячивание своего подбрюшья оказываются для таких народов последними способами выжить. Их единственными добродетелями становятся способности к притворству и игре в прятки. Не имея явной и броской силы, они обзаводятся беспримерной наглостью, что подаётся всюду за деловитость и предприимчивость, но на деле же остаётся малодушным крючкотворством и желанием всегда и всюду подать невинно чистый лист, на котором очередная жертва должна поставить свою подпись.
Мы должны избавиться от проклятого наследства. И искать пути мира и содружества. История человечества оглохла от боли и криков. Она ослепла от вспышек гнева и насилия. Наша история давно мертва! Вместе с ней погибаем и мы. Развивается лишь техника. Техника летальных манипуляций.
Оборачиваясь к собственной памяти, сознавая обязанности перед минувшим, мы не должны забывать и том, что стоит перед нами, что готово родиться и ждёт в нетерпении наших рук. Прошлое не способно истекать кровью и лить слёзы. Прошлое не способно кричать от боли. Но к тому в высшей степени расположено живое и хрупкое здесь-и-сейчас.
Карабах-Арцах своим срединным положением напоминает сердце в теле человека. И невозможно представить себе, чтобы левая и правая руки всё время состязались в том, кому раз и навсегда оно будет принадлежать. Очевидно, до чего рано или поздно способно довести подобное нелепое противоборство. Добейтесь же лучшей жизни для людей, населяющих эту истерзанную землю. Полно взаимных упрёков и порицаний. Соревнуйтесь друг с другом в благом. Сердце не принадлежит никому. У сердца нет национальности. Нельзя чувствовать, как армянин или азербайджанец. Но наш разум, к сожалению, подвержен болезням сознания, что зачастую пролагают путь к нему с помощью самых благородных намерений, и пораженный им способен смутить даже своё сердце, способен вырвать его из груди. Что же это, если не безумие? Что же до Вас, то Вы сравни лёгким, что задыхаются не в силах сделать свежего глотка воздуха. Вы вцепились друг в друга, пытаясь выжать то, чего уж не осталось.
Прошу остановить кровопролитие и найти решение в плоскости обоюдных экономических интересов торговли и культурного обмена, в плоскости свободной от национальной принадлежности и политических предрассудков; способствовать проведению референдума, на котором могли бы быть определены легитимные границы, конвенциональные контуры дальнейшего существования и процветания региона, сформирован административный аппарат, чей состав не вызовет разногласий. Все стороны в данном вопросе должны победить.
Мир нуждается в новой политике и новых политиках, свободных от национально-исторических мифов и ложных идей, навязывающих необходимость неизбывного противостояния. Вы имеете редкий шанс, исключительную возможность стать первыми из них, стать проводниками новой политической реальности, что зиждется на категориях межгосударственной солидарности и сотворчества.
Каждый раз, когда вы слышите голос ненависти и пренебрежения, этот голос призывает вас совершить самоубийство. Пули из ваших винтовок не способны покинуть пределы стволов. Как и обвинения, угрозы и оскорбления - пределы ваших губ. На этой войне вы не способны убить друг друга, вы убиваете самих себя. Вы порочите, вы ввергаете в постыдную дрожь испуга лишь самих себя.
Должны задаться вопросом достигнут ли ваши пули и снаряды тех, кто пролил первую кровь? Десятки, сотни лет назад. Вы пытаетесь разрубить надвое призрака. И за что должны страдать люди, непричастные к спору? Но любящие свою родину и нацию - должны ли они из-за этого страдать и ненавидеть?
Ошибочно полагать, что после ожесточенной войны наступит окончательный мир. Она лишь обострит недуг, взаимную глухоту и недопонимание, сделав следующий виток конфликта ещё более необузданным, оставляющим всё меньше места человеческому состраданию.
Война - это свеча, что тушит себя сама; война - это щедро накрытый стол, на котором трапезничают лишь мухи и кошки; это дверь отворённая, но врывается ветер... Война - это всегда подлость, злонамеренность и хитрость. И не было ещё лучшего изобретения, чем война и приказ, чтобы оправдать грабёж и насилие. Ордена и медали - этот мёртвый металл, небрежные крестики-насечки на живом теле палача, что повествуют об утраченном сочувствии, гибели человека и человечности. И как долго мы будем гордиться подобными заслугами? Сколько ещё трофеев войны осквернят наши дома?
В войне нет и никогда не было искренности, в ней нет ни красоты, ни чести - всего того, чем очаровательно сражение, в котором сходятся двое; это уродливое и угодливое лишь самому себе творение невозбранной жестокости и беспечности. Идущему к нему навстречу оно оборачивается последним коронующим благодетелем, обещанием славы и подвига; оно внушает сладчайший вкус собственного героизма, наслаждение и восторг - всё то, на что так падко молодое сердце, жаждущее биться яростно, жаждущее биться ненапрасно. Сколь же подло и низко обманывает оно каждое новое поколение, чьи отцы и деды, пребывая в плену суеверий давней вражды, своими руками, гордостью своей и своими слезами собирают их на очередной убой, одевают их и красиво, и нежно, и трепетно, предаваясь последним объятьям и поцелуям, чтобы затем всё это погибло, обуглилось и превратилось в пепел их несбывшихся надежд… Какое великое предательство способно затаится там, где взыскуют героической судьбы для себя и для своего народа! Сколь велика трагедия, ведь это правда их сердец, но такая же неправда циничного расчёта, превратившего беспощадное заклание в безудержное празднество. Этим мы платили и всегда будем платить за обещание чужих смертей, но смерти никогда не бывают чужими, как и те дети, что вновь и вновь становятся жертвами нашей слепоты.
Вы безоговорочно правы, когда говорите о свободе и любви к родине, но Вы встаёте на путь преступного недомыслия, когда начинаете апеллировать к ложному патриотизму, вокруг которого строились все партии и идеологии самоубийства. Вы правы беспрекословно, когда предаётесь восторгу и не жалеете слов похвалы, не взирая на границы, но вы смертельно заблуждаетесь, когда начинаете затягивать на шеях друг друга толстые и грубые узлы порицаний. Обвинения не есть аргумент, тем более те, что покрыты пылью истории; поддержать или опровергнуть их - означает умереть от удушья. Обвинения что передаются из уст в уста, с каждым разом искажаясь всё сильней. Обвинения, которых нужно остерегаться как чумы, но которые почитаются за эликсир бессмертия и атрибут государственного величия. Не нужно искать в прошлом оправдания собственного бессилия в настоящем. Любой конфликт порождает фантомные выигрыши, которые развеет первое, самое лёгкое дуновение политической совести. Выиграть можно лишь в согласии друг с другом, а прийти с войны - лишь выжившим. Война не рождает победителей, но лишь калек и проигравших. И тем лучше она поработала, чем больше мнящих себя победителями.
Никол Воваевич, Ильхам Гейдарович, надеюсь, что Ваш сон будет краток и полон беспокойства, и наутро Вы, всё же, будете полны сил и решимости совершить благо для своих народов и отринуть взаимные обвинения. Я не прошу прислушиваться к этим строкам, они могут быть поняты превратно… Но прошу внять суровым взглядам Отцов и горьким слезам Матерей Армении и Азербайджана. Они - лучшая консультация и экспертная оценка событий, за которыми Вы когда-либо могли обратиться. Прошу Вас помнить, что Вы не властвуете над своими народами, но им служите, и без их решимости, что веками обманывалась, Ваша политическая воля - как и Ваших предшественников, - никогда ничего не стоила.
Из тысячи причин для вражды хватает лишь одной, чтобы дать дорогу миру. Если уж Вы так воинственны и опьянены яростью, то бейтесь лишь друг с другом. Заслоните свои народы, возьмите огонь на себя. Бейтесь друг с другом! Бейтесь за столом переговоров. И помните, что единственная победа для Вас - это мир. Это учёт взаимных интересов, взаимное уважение. Это недопущение более ни единой смерти.
В качестве очередной закуски Вам на стол поставлена голова младенца и в Вашем человеческом праве отказаться от этого блюда…
Тимур Кантов. Обращение к лидерам Армении и Азербайджана.
Всех, кто говорит на армянском и азербайджанском языках, прошу взяться на оружие! Всех, кто дышит, видит и слышит, всех кто ходит на двух ногах - прошу оружие сложить!
Մաղթում եմ ձեզ շուտափույթ խաղաղություն: Հարգանքով ու համակրանքով այս դժվարին պահին, որտեղ կան բազմաթիվ մարտահրավերներ և փորձություններ:
Tezliklə sülh olmasını arzulayıram. Belə çətin vaxtda, hörmətlə və şəfqət diləyi ilə.
С камнем на сердце, но с мечтою узреть тот день, когда все народы вернутся с последней войны, отдав долг единой человеческой семье простить себе все ошибки исторической молодости.
Обычный человек, которому так опостылели здешние порядки,
Кантов Т.А.
⚡Держите руку на пульсе:
Вконтакте |
Instagram |
Facebook |
IntelligentMatter.org Разумная Материя - это Человек для Человека.
Мы начинаемся с каждого!