Спаивание идеологиями

Jul 02, 2012 09:33

 Существует явление освоения идеологий сознанием человека где он часто так же несвободен в выборе и отказе, как например в случае употреблении наркотиков, поэтому по аналогии это освоение идеологии можно назвать спаиванием.
 Говоря о спаивании идеологиями сейчас не имеет значения полезна ли идеология или нет, верна или нет, научна ли она, важно лишь как она осваивается, негативного смысла в этом словосочетании в общем случае нет.
 Отрицание идеологий т е, когда человек говорит, что чужд всяких “-измов” скорее лишь означает, что он освоил идеологию в неявном виде, например в виде установок, различных образов, клише, а само отрицание - всего лишь запутывание, обфускация. Так же об 'отрицании идеологий' можно сказать что они просто не названы одним общеизвестным термином в отличие от либерализма, коммунизма и др. Часто популистские политические течения используют неявную идеологию либо отрицают идеологичность, выступают за все хорошее и против всего плохого, но  идеология таких течений имеется и представляет из себя синтез нескольких идеологий - так некоторые оранжисты дошли до того что настаивают на внеидеологическом характере протестов, а путинисты, в свою очередь, настаивают на внеидеологическом характере охранительства.
 Наиболее яркие примеры спаивания идеологиями: сторонники религий, полит активисты, но скорее всего, что этот термин можно употребить к любому человеку у которого сложилась какая то картина общества, у названных же типажей освоение идеологий лишь наиболее ярко сформулировано, так что легко поддается стороннему наблюдению. Политические активисты часто пассионарны, т е готовы за идею проделывать что то заметное, таким образом их идеологические мотивации оголяются, в отличие от многих других.
 Идеология в данном случае - любая система идей описывающая хотябы какую то часть общественной жизни, другой вопрос, что идеология может не являться той, которой может спаиться заметное число людей, например может быть маленькой по объему или непривлекательной, как скажем идеология сатанизма (в понимании христианина).
Для тех идеологий которыми можно спаиться могут быть характерны:
- заметная инерционность: отказ от идеологии человеком может быть затруднителен или невозможен даже с посторонней помощью, так спившийся религией человек может не смочь отказаться от религии сколько бы ему не доказывали ее необоснованность, а либерал может не смочь отказаться от идеи необходимости всеобщего рынка сколько бы не сталкивался последствиями рынка: коррупцией, эгоизмом, эксплуатацией труда.
- привлекательность: освоение идеологии может стимулироваться: желанием жить как в случае религий, где стороннику обещается вечная жизнь; другими мотивами непосредственной личной выгоды, в идеологии либерализма стороннику обещается защита прав и свобод в случае успеха идеологии; мотивам общественной выгоды - коммунист знает, что можно построить общество на основе социальной справедливости.
- в некоторых случаях, защита от других идеологий: система объяснений, своего рода ловушек, почему иные идеологии не подходят для данного человека. Так, для марксиста почти любая иная идеология может маркироваться как буржуазная или эксплуататорская, а потому непригодная для перехода к ней: в советское время, с середины 30-х годов, гомосексуализм считался признаком подгнивания эксплуататорского общества и идея эмансипации лгбт отметалась на дальних подступах, хотя отношение к политике здесь не очень тесное. Для либерала, отклонение от 'свободного рынка' в экономике недопустимо, т. к. подрывает по его мнению гражданские права и политические свободы тоже, а ущемление гражданских свобод это “преступление” против себя самого.
 Причина сложностей отказа от идеологии может быть в ее связности, защите от других идеологий, привлекательности, в некоторых случаях, в неявной выраженности и других причинах.
  Если говорить о связности, в либеральной модели свобода слова связана с 'эффективностью свободного рынка' и это например привязано к идее 'демократических выборов' и даже всего лишь три названных термина прикреплены к сознанию и друг к другу огромным числом логических связей, клише, некоторые из которых усвоены как из реальной жизни так и из сми. Человек освоивший либерализм может например разорвать какую то часть этих логических связей (если потрудится, или под действием пропаганды другой идеологии ), но часто он не в силах разорвать их заметное число.
 Лишь говоря о частных случаях, можно утверждать о пользе или вреде от спаивания кого либо идеологией: к примеру, польза религиозной идеологии заключается в том, что религия дает спившемуся собой человеку возможность освоить те шаблоны поведения (как завести семью, что кушать, как воспитывать детей, как вести себя с соседями) которые ему сложно выработать самостоятельно; а увлечение, скажем, наемным рабочим либерализмом может быть так же нелепо и вредно для него, как и идея держать глистов в своем кишечнике считая при этом глистов источником свободы.

религия, либерализм, коммунизм, сознание, идеологии

Previous post Next post
Up