Чувствую надвигающуюся тупость; сизый туман, похожий на обман, заволакивает лобные доли. Похоже, добрейшие высшие силы снова в преддверии праздников даруют мне болезнь, чтоб не пил. Побочный эффект любопытен: от тупости очень хочется рассуждать про умное, словно дрыгать лапами в крепких и добрых руках ветеринара.
Так вот, недавно совершенно случайно прочёл
очень толковую статью о сравнении дзогчена и адвайты; иностранный автор весьма убедительно (и просто при том - даже я всё понял) опровергает благоглупенькие суждения о том, что это, дескать, "одно и то же разными словами". Нет, если словами - вообще не одно.
Но тут у меня мысль направилась в перпендикулярном направлении. Слова - это важно, никто в здравом уме этого не станет отрицать. Но воззрение Дзогчен - это пребывание в неотвлечении от естественного состояния. Тут вопрос: пребывание в е.с. - это то же самое, что и пребывание в недвойственности?
Если да - в чём настоящее противоречие адвайты и дзогчен? А если нет - в чём именно разница естественного состояния и недвойственности?
...Да, согласен, такими вопросами прилично было задаваться лет 25 назад. Ну что поделать - я не самый быстрый ишак в этом нашем караване.