В Союзе машиностроителей России под председательством Владимира Гутенева и Кирилла Липы состоялось совещание, посвященное вопросам использования композитных материалов в транспортном машиностроении.
В мероприятии приняли участие руководители и специалисты организаций-членов Объединения производителей железнодорожной техники: АО «Трансмашхолдинг», АО «Уралвагонзавод-Транс», АО «ЭЛАРА», ООО «НПП АпАТэК», ООО «МИГ «КТЗ», ООО «КСК» и др.
📌Участники обсудили:
🔘Применение композитных материалов в транспортном машиностроении и в авиационной промышленности.
📌Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев в своем выступлении сообщил, что композитные материалы активно применяются в автомобильном, с/х, железнодорожном машиностроении, строительном секторе, а также в ветроэнергетике, кораблестроении, авиационной технике.
Он подчеркнул, что к 2030 г. ожидается высокий рост применения композитных материалов в ветроэнергетике, БЛА, гражданской продукции. Также он отметил следующие проблемы при производстве композитных материалов в России:
🔘Недостаток российского сырья для композитов;
🔘Отсутствие отечественного оборудования.
📌Генеральный директор ООО «НПП АпАТэК» Андрей Ушаков отметил вопросы ускоренной сертификации, в основе которой следующая проблема: традиционные материалы и связанные с ними процедуры обоснования безопасности не применимы к композитам, что является особенностью композитных материалов.
Он сообщил, что сформировалась парадигма обеспечения безопасности конструкций из композитов, которая направлена на снижение себестоимости продукции минимум в 2-3 раза по сравнению с достигнутым уровнем. Она также направлена на то, чтобы весь период разработки конструкций не превышал более 2 лет, включая разработку материалов. В целом был решен вопрос обоснованности данного подхода в рамках деятельности ООО «НПП АпАТэК».
Также была отмечена необходимость использования в качестве критерия применения конструкций из ПКМ стоимость владения объектом в течение жизненного цикла, которая при возможно более высокой цене продукции из ПКМ на этапе закупки существенно ниже совокупной стоимости владения объектов, изготовленных из традиционных материалов.
📌Председатель Комитета по транспортному машиностроению, член Бюро Союза машиностроителей России, генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа подчеркнул, что все виды пассажирского транспорта растут темпами, превышающими среднеотраслевые. Он также сообщил, что существует значительный потенциал по применению композитных материалов. Основной задачей на сегодняшний день является расширение объема и концентрация спроса по неким стандартным подходам к определению видов материалов и приемлемых технологий в работе.
В завершение заседания Кирилл Липа поблагодарил участников за активную работу, а также призвал их направлять свои предложения в адрес Комитета.
ОПЖТ