Впервые в конструкции брянских тепловозов использована собственная бортовая микропроцессорная система, выполненная на базе блока центрального управления (БЦУ), созданного специалистами научно-технического центра Брянского машиностроительного завода завод (АО «УК «БМЗ», входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг»).
Работы по проектированию, изготовлению и наладке БЦУ начаты в конце 2013 года. Уникальная разработка применена на тепловозах нового поколения производства БМЗ.
Бортовая микропроцессорная система установлена на инновационном маневровом локомотиве ТЭМ28, вошедшем в 2017 году в число призеров конкурса на лучшую конструкторскую разработку Объединения производителей железнодорожной техники.
Применена она и на перспективной новинке - трехсекционном магистральном грузовом тепловозе 3ТЭ25К2М, который сейчас проходит испытания на Байкало-Амурской магистрали.
БЦУ - это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения функционирования систем управления и диагностики тепловозов различных серий.
Разработку отличает увеличение по сравнению с используемыми ранее системами управления количества сигналов ввода-вывода, наличие внутренней диагностики и уменьшение габаритов в три раза.
Обработка информации происходит в одноплатном компьютере CPC307 отечественного производителя «Fastwel». Он разработан для приложений, требующих использования х86 архитектуры центральных процессоров и подсистемы ввода вывода на базе CAN и COM портов. СРС307 соответствует спецификации PC/104-Plus и совместим с большим количеством периферийных модулей и источников питания, выполненных в данном стандарте и поставляемых различными производителями.
Специалистами БМЗ успешно решена сложная задача создания удобной и понятной пользователю системы отображения и контроля информации.
Все сигналы разделены по принадлежности к системам тепловоза и представлены на соответствующих виртуальных панелях, доступ к которым осуществляется посредством переключений клавиатурой дисплея машиниста.
«Бортовой компьютер» контролирует состояние локомотива, связывает воедино все периферийные системы, осуществляет управление дизелем, электропередачей тепловоза и вспомогательным оборудованием. Микропроцессорная система обрабатывает поток информации, поступающей с борта тепловоза, по 119 дискретным, 17 аналоговым и 6 температурным каналам, управляет двумя выпрямителями возбуждения и 46 контактно-релейными аппаратами, что позволяет согласованно управлять всеми основными и вспомогательными системами тепловоза.
Информация выводится на дисплей машиниста - транспортный панельный компьютер, который позволяет видеть параметры различных узлов и подсистем тепловоза на соответствующих диагностических виртуальных панелях (в виде мнемосхем, таблиц, стрелочных приборов) в режиме реального времени.
Диагностические экраны дают возможность осуществлять постоянный автоматический контроль за параметрами силовой цепи, состоянием контактно-релейной аппаратуры, сопротивлением изоляции бортовой сети, зарядом аккумуляторной батареи, преобразователем частоты питания мотор-вентилятора холодильника, преобразователем электродвигателя компрессора.
Все сигналы разделены по принадлежности к системам тепловоза и представлены на соответствующих виртуальных панелях, доступ к которым осуществляется посредством переключений клавиатурой дисплея машиниста.
Таким образом, машинист становится оператором сложного транспортного комплекса. Электроника следит за действиями человека, дает ему рекомендации в виде текстовых сообщений и не позволяет эксплуатировать локомотив на запрещенных режимах и при возникновении аварийных ситуаций.
Испытания перспективной разработки показали, что она обладает значительным техническим потенциалом и высокой надежностью. Предприятием получен сертификат, подтверждающий соответствие блока центрального управления производства БМЗ требованиям технического регламента Таможенного союза, дающий право на реализацию изделия на рынке стран Евразийского экономического союза.