Суммарный пробег локомотивов семейства «Ермак» с начала эксплуатации составил более 2,3 млрд км, что в 16 раз превышает расстояние от Земли до Солнца. При этом среднесуточные пробеги «Ермаков» имеют тенденцию к увеличению. К примеру, у электровозов 3ЭС5К на Дальневосточной железной дороге среднесуточный пробег составляет 645 км/сутки.
Click to view
Сегодня в эксплуатации находится 1737 грузовых электровозов переменного тока семейства «Ермак» в одно-, двух-, трёх- и четырехсекционном исполнении, изготовленных на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ, входит в состав ТМХ).
Эти локомотивы работают в РЖД - на 16 железных дорогах и составляют основу приписного парка 23 локомотивных депо. Эксплуатируются «Ермаки» и у частных российских операторов подвижного состава, и на железных дорогах Узбекистана.
Электровозы серии «Ермак» имеют хорошие показатели надежности в эксплуатации. Так, по рейтингу РЖД за январь-апрель 2022 года коэффициент готовности всех «Ермаков» находится на уровне 0,972, а гарантийных локомотивов - 0,993, что превышает установленные в ТУ требования - 0,97.
Первый «Ермак» в двухсекционном исполнении 2ЭС5К был изготовлен в конце 2004 года. Его контрольно-заводские испытания успешно завершились в апреле 2005 года, а уже в августе этого же года на выставке в подмосковной Щербинке новый электровоз получил высокую оценку Президента России Владимира Путина. Глава государства лично вёл «Ермак» почти шесть километров.
В 2007 году началось серийное производство трехсекционной модификации электровоза 3ЭС5К, которая в отличие от базовой модели имеет бустерную (промежуточную) секцию, что позволило увеличить мощность электровоза с 6560 до 10000 кВт.
В конце 2014 года НЭВЗ передал РЖД один из самых мощных локомотивов в мире - электровоз 4ЭС5К с беспрецедентной мощностью - 13120 кВт (в часовом режиме), что обеспечивает вождение тяжеловесных поездов массой до 7100 т в условиях самого сложного природно-ландшафтного рельефа сети РЖД - на участке Смоляниново - Находка Дальневосточной железной дороги.
Грузовые электровозы семейства «Ермак» зарекомендовали себя как надежные локомотивы с улучшенными тяговыми и эксплуатационными характеристиками, используемые для транспортировки сверхтяжелых составов на Восточном полигоне на участках пути со сложным рельефом.