Мировой тренд на устойчивое развитие и внимание к климатической повестке выдвинули новые требования к отечественным промышленным предприятиям. Государство и общество ожидают от бизнеса рационального потребления ресурсов и снижения углеродного следа производства. Крупнейший в стране производитель подвижного состава для рельсового транспорта «Трансмашхолдинг» (ТМХ) соблюдает высокие экологические стандарты, реализуя проекты по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Для достижения положительных эффектов компания работает над повышением энергоэффективности производственных процессов, проводит технологическую реструктуризацию предприятий и реализует программы, позволяющие осуществлять повторное использование ресурсов.
Самый экологичный транспорт
Концепция устойчивого развития была признана мировым сообществом в качестве императива глобального развития и конкретизирована ООН в 2015 году в виде 17 целей, среди которых борьба с изменением климата, ответственное потребление и производство, сохранение экосистем и прочее. Передовые отечественные компании разделяют ценности климатической политики и ESG-трансформации, среди машиностроителей ТМХ одним из первых стал следовать зеленой повестке и внедрять принципы устойчивого развития на своих предприятиях.
Помимо российского законодательства в области охраны окружающей среды и экологии, ТМХ руководствуется перспективными требованиями относительно учета и сокращения углеродного следа, а также передовыми ESG-практиками. Для снижения негативного воздействия по всем основным направлениям (водные ресурсы, воздух, отходы) компания выстраивает системную работу по программам, охватывающим ключевые производственные площадки. В 2020 году ТМХ утвердил собственную экологическую политику, которая зафиксировала основные цели. Для эффективной организации деятельности по их достижению в холдинге была разработана система управления охраной окружающей среды и проведена стандартизация основных процессов, в том числе введен единый порядок обращения с отходами производства и потребления, организации производственного экологического контроля и др. Флагманские предприятия холдинга - «Метровагонмаш», Новочеркасский электровозостроительный и Тверской вагоностроительный заводы - были сертифицированы по Системе экологического менеджмента ISO 14001.
Рельсовый транспорт является наиболее экологичным, имея долю выбросов СО2 всего в 1% среди всех видов транспорта. Благодаря современным технологиям производства техника ТМХ дает минимальный объем выбросов углекислого газа и минимальное потребление энергоресурсов на тонно-километр. Новые модели подвижного состава - электропоезд «Иволга 3.0», вагоны метро, пассажирские вагоны, локомотивы - по функциональным и экологическим характеристикам зачастую превосходят продукцию зарубежных конкурентов. В этом году ожидается сертификация маневрового тепловоза ТЭМ23 с принципиально новыми техническими решениями: за счет современных дизельных двигателей на нем в два раза снижен уровень шума, обеспечена экономия топлива и масла до 30% по сравнению с серийными моделями. Также в платформу ТЭМ23 заложена возможность перевода дизельных двигателей на газовое топливо. Стремясь к сокращению углеродного следа техники при эксплуатации, ТМХ работает над созданием перспективного транспорта на альтернативных источниках тяги. Холдинг ведет разработку контактно-аккумуляторного электровоза ЭМКА-2 (первый образец появится уже в конце 2022 года), совместно с «Росатомом» - поезда на водородной тяге.
Соответствие продукции экологическим требованиям и тенденциям - важное условие для конкурентоспособности на современном рынке. Произведенные в соответствии с подходами стандарта ISO 14025 расчеты показывают, что экологические аспекты продукции ТМХ с учетом жизненного цикла находятся на уровне самых современных зарубежных аналогов.
Перспективная разработка - контактно-аккумуляторный электровоз ЭМКА-2
В этом году ожидается сертификация маневрового тепловоза ТЭМ23 с принципиально новыми техническими решениями
Ответственное производство
Неотъемлемой частью производственной и энергетической стратегии ТМХ является ответственное потребление и производство. Холдинг видит задачу в снижении негативного воздействия на окружающую среду регионов присутствия при повышении эффективности производственной деятельности и максимально рациональном использовании природных и иных ресурсов. Для уменьшения вредных выбросов на предприятиях проводится децентрализация и модернизация систем теплоснабжения - они предполагают переход на распределенное теплоснабжение производственных площадей и замену систем отопления цеховых помещений с использованием современных мини-котельных и паровых котлов. Строятся новые котельные с модернизацией сетей, что, к примеру, на «Метровагонмаше» привело к снижению потребления газа на 35%, уменьшило расход электроэнергии и воды, потери тепла.
Еще одним важным этапом стала модернизация литейных производств на основе наилучших доступных технологий (НДТ). Так, было принято решение создать на площадке «Бежицкой стали» центр литейных компетенций, который сейчас стал основным поставщиком для предприятий ТМХ. В рамках программы перевооружения были обновлены три литейных цеха. Так, в них были установлены новые электродуговые печи постоянного тока вместо традиционных мартенов и абсорбционно-биохимические установки очистки выбросов стержневых автоматов. Централизация процессов и модернизация производства позволила отказаться от использования нефтепродуктов и ликвидировать склады ГСМ, уменьшить выбросы оксидов азота и других загрязняющих веществ.
Наряду с этим на площадках холдинга для уменьшения выбросов устанавливают фильтро-вентиляционные системы с рекуперацией, локализуют производства сжатого воздуха и закрывают энергоемкие центральные компрессорные станции, меняют оборудование на энергосберегающее, внедряют автоматизированные системы управления и диспетчеризации. Свой вклад вносит использование экологичного электрического транспорта в производственных помещениях. Например, в технологических процессах используется электроприводной дорожно-рельсовый тяговый модуль для перекатки вагонов и оптимизации складской логистики.
Планомерная реализация ресурсосберегающих технологий уже принесла свои плоды. Проведенные с 2017 по 2021 год целевые мероприятия по повышению энергоэффективности позволили холдингу уменьшить объемы потребляемых ресурсов, а именно - электрической энергии, природного газа и воды, на 15% на единицу продукции. К 2026 году в ТМХ планируют снизить этот показатель еще на 25%. В результате сокращаются выбросы парниковых газов. Один только проект комплексной модернизации систем освещения с 2019 года дал возможность ежегодно экономить до 100 млн кВт·ч, тем самым снизив объемы выбросов СО2 на 38 тыс. т.
На площадке «Бежицкой стали» была проведена модернизация литейных производств
Сохранность водных ресурсов
Одновременно ТМХ стремится к минимизации воздействия на водные ресурсы. Для этих целей были реконструированы комплексы оборотного водоснабжения на «Бежицкой стали», «Пензадизельмаше» и Коломенском заводе. В результате перехода на замкнутую систему водооборота объемы потребленной воды были сокращены на 30-40%, производственных стоков - до 20%. Кроме того, были полностью прекращены сбросы в реку Десну. Планируется строительство новых очистных сооружений на НЭВЗе и «Метровагонмаше», в совокупности оба проекта оцениваются на уровне 1 млрд руб. После введения их в эксплуатацию на производственных площадках ожидается увеличение степеней очистки в два-три раза.
Другое важное направление - оптимизация гальванических производств, стоки которых считаются наиболее опасными на машиностроительных предприятиях. Используя преимущества единой структуры холдинга, в ТМХ выводят из эксплуатации некоторые гальванические участки, чтобы организовать централизованное производство на тех площадках, где есть возможность обеспечить наивысшее качество очистки. Для этого на предприятиях модернизируют системы очистки. В частности, на «Пензадизельмаше» установлена система обезвоживания гальванического шлама с пресс-фильтром площадью фильтрации 30 м2. Такой подход привел к сокращению более чем в 10 раз объема гальванического шлама и позволил исключить риски несанкционированного попадания в окружающую среду опасных жидких веществ.
Поезд - на рециклинг
Современный рельсовый подвижной состав экологичен не только в эксплуатации, но и при последующей утилизации. Последние тренды диктуют промышленным предприятиям активное использование переработанного сырья как в составе готовой продукции, так и при сопутствующих производственных процессах. Для железнодорожной индустрии такой подход уже стал реальностью. Например, сейчас поезд метро производства ТМХ на 85% поддается переработке. Даже контракты жизненного цикла компании предполагают не только сервис на протяжении всего срока службы, но и утилизацию отработавшей техники. Чтобы в дальнейшем упростить процесс подготовки к переработке, материалы и фурнитура компонентов новой техники маркируются с указанием типа пластмассы, содержания металлов и т.д. Также используются компоненты, которые легко отделить друг от друга и заменить.
Рециклингу в основном подвергаются отходы металлов, которые можно вернуть в литейное производство. В целом доля переработанного металла в корпусах вагонов, кондиционеров, электрических шкафов достигает 80% в зависимости от типа стали и ее назначения. В производстве отливок для двигателей и тормозных систем используется до 50% переработанного металлолома, в том числе рельсы и колесные пары.
Кроме того, на вторичное использование партнерам направляются древесные отходы, отходы шин, картона, бумаги, масел.
От сокращения CO2 к углеродной нейтральности
Перспективными для промышленных предприятий становятся меры по снижению углеродного следа производственных процессов и продукции. В том числе холдинг работает над обеспечением крупнейших предприятий зеленой электроэнергией через заключение свободных двухсторонних договоров между производителями энергии из возобновляемых источников и предприятиями. Выбросы парниковых газов, образующихся в результате деятельности предприятий холдинга, демонстрируют ежегодное снижение на 5%. В будущем полный переход на зеленую энергию может привести к их снижению до 50% от сегодняшнего уровня.
С принятием Федерального закона № 296 от 02.07.2021 года «Об ограничении выбросов парниковых газов» и утверждением Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года появится новый инструментарий для достижения целей углеродной нейтральности России к 2060 году. ТМХ прорабатывает все предоставленные законодательством механизмы и возможности для достижения углеродной нейтральности предприятий.
«
Техника железных дорог»