Быстро, удобно, выгодно: два года Московским центральным диаметрам

Nov 22, 2021 15:44


Движение по Московским центральным диаметрам запустили ровно два года назад, и за это время они стали востребованными у жителей столицы и Подмосковья. Их выбирают не только для передвижения между областью и городом, но и для поездок внутри Москвы, используя как альтернативу другому общественному и личному транспорту.



Уже два года пассажиры пользуются Московскими центральными диаметрами (МЦД) - новым наземным метро, которое создает бесшовное пространство в Московской агломерации. За это время комфортные поезда перевезли 309 миллионов человек - это больше чем вдвое превышает население России.

В ноябре 2019-го открылось движение по первым двум диаметрам - МЦД-1 и МЦД-2. Первый через центральную часть столицы соединяет Одинцово и Лобню, второй - Нахабино и Подольск. К 2025 году в планах запустить движение по всем пяти маршрутам, которые охватят железнодорожные направления вокруг Москвы.

«МЦД - проект, который позволил переосмыслить функционирование пригородного железнодорожного транспорта в Москве и области. Линии наземного метро создали совершенно другие возможности для миллионов людей и Московской агломерации в целом. Общий рост пассажиропотока, увеличение числа коротких поездок внутри города, сокращение расходов на дорогу, разгрузка автомобильных дорог и метро, мощный импульс для развития некогда забытых и непривлекательных территорий позволяют нам говорить о том, что мы двигаемся в правильном направлении. И мы продолжим развивать существующие диаметры и приближать запуск следующих», - говорит заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.



Что изменилось за два года работы первых Московских центральных диаметров и почему люди всё чаще выбирают этот вид транспорта - в материале mos.ru.

От неудобных электричек к современному наземному метро

Запуск движения по Московским центральным диаметрам стал основой для создания принципиально новой системы общественного транспорта. Диаметры, созданные на базе пригородных железнодорожных маршрутов, стали частью системы московского транспорта.

С началом реализации этого транспортного мегапроекта старые пригородные электрички получили новый вид, статус и функционал. У МЦД есть преимущества, которые поднимают пассажирские перевозки по Московскому региону на новый уровень. Это современные поезда, комфортные пригородные и городские вокзалы, выгодная система оплаты, тактовый режим движения, а также интеграция с другими видами транспорта - пассажиры могут делать быстрые пересадки на станции метро, Московского центрального кольца (МЦК), автобусные и трамвайные остановки.

Чтобы достичь такого уровня обслуживания пассажиров, перед запуском провели огромную работу, которая продолжается и сейчас.

Несмотря на масштабность проекта, первые два диаметра запустили всего за два года. За этот короткий по меркам транспортного строительства срок формат пригородного железнодорожного сообщения изменился и стал отвечать темпам развития Москвы и области. Если раньше главной задачей железнодорожных линий была перевозка пассажиров за город и на дачу, то теперь МЦД - это еще и отличная альтернатива для коротких поездок внутри столицы.

Можно уверенно сказать, что проекту МЦД удалось превратить устаревшие пригородные электрички в наземное метро, совмещенное с подземкой, МЦК и наземным транспортом. Комфортный транспорт стал доступнее для четырех миллионов человек - это жители 45 районов столицы и семи подмосковных городских округов.

Запуск МЦД, так же как и МЦК пять лет назад, стал импульсом для развития территорий вокруг станций. Если раньше эти земли были заброшенными или неиспользуемыми промзонами, то сегодня инвесторы активно вкладывают деньги в их развитие, строят бизнес-центры и жилые кварталы.



Современные пригородные и городские вокзалы вместо платформ

За два года работы МЦД-1 и МЦД-2 построили или реконструировали 22 станции. Из них 13 - для первых двух диаметров, а остальные - для перспективных маршрутов. Все они рассчитаны на рост потока пассажиров.

Новые станции - полноценные вокзалы европейского уровня с пассажирскими терминалами, турникетами, билетными кассами, эскалаторами, лифтами, туалетами, электронными табло с расписанием, а также навесами на всю длину платформ. Станции полностью приспособлены для маломобильных пассажиров.

Кроме того, теперь пассажиры МЦД могут воспользоваться помощью сотрудников Центра обеспечения мобильности пассажиров. Заявку на сопровождение можно оставить через приложение «Метро Москвы», по телефону или на сайте метрополитена. За два года поступило более двух тысяч таких запросов.

Этой осенью на восьми популярных станциях МЦД, где есть пересадка на метро, установили современные билетные автоматы, с помощью которых можно купить и пополнить карту «Тройка» - и обычную, и в виде кольца, брелока, браслета или других аксессуаров.

С ноября 2019-го на МЦД-1 реконструировали станции Сетунь, Новодачная, Долгопрудная и Баковка, построили Славянский Бульвар, а на МЦД-2 реконструировали станции Опалиха, Нахабино и Подольск, построили Волоколамскую, Пенягино, Остафьево, Курьяново и Щукинскую.

Кроме того, реконструируют и открывают станции для будущих диаметров. Для перспективного МЦД-3, который свяжет Зеленоград и Раменское, готовы транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) «Лихоборы» и «Ховрино», а для МЦД-4 - новая станция Санино и реконструированные Победа, Мичуринец, Крекшино, Внуково, Апрелевка и Кокошкино. Четвертый диаметр станет самым протяженным - через центральную часть мегаполиса он свяжет Апрелевку и Железнодорожный, соединит семь московских железнодорожных вокзалов (Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский). На МЦД-4 будет 18 пересадочных станций с 35 вариантами пересадок на станции метро, МЦК и других диаметров.



Долгие и неудобные пересадки - в прошлом

Станции МЦД не просто становятся комфортными и современными, но превращаются в крупные транспортно-пересадочные узлы. Это позволяет пассажирам планировать удобные маршруты для передвижения по городу, которые экономят деньги и время.

В этом году на границе районов Щукино и Покровское-Стрешнево открыли один из крупнейших транспортно-пересадочных узлов - «Щукинская». Он объединил новую станцию МЦД-2 Щукинская и одноименную станцию Таганско-Краснопресненской линии метро, пересадка между ними занимает всего три минуты. Кроме того, пассажиры могут быстро пересесть более чем на 20 трамвайных и автобусных маршрутов, которые проходят через ТПУ. От станции второго диаметра к метро и остановкам наземного транспорта ведет дорожка с навесом. С момента открытия количество пассажиров Щукинской (МЦД-2) выросло в 1,5 раза. А в перспективе всем ТПУ будут пользоваться около 70 тысяч пассажиров ежедневно.

С 21 из 60 станций МЦД-1 и МЦД-2 можно пересесть на метро и МЦК. В будущем общее число станций вырастет до 66, а пересадочных - до 27. За два прошедших года пассажиры диаметров совершили уже 93 миллиона бесплатных пересадок на метро и МЦК.

В будни наземное метро перевозит более 570 тысяч пассажиров в день. Благодаря удобным пересадкам МЦД востребованы не только для передвижения из области в столицу и обратно, но и для коротких поездок внутри Москвы. Этот показатель за два года вырос на 86 процентов. Это говорит о том, что диаметры стали хорошей альтернативой другим видам городского и личного транспорта.

Также диаметры позволили разгрузить расположенные рядом автомагистрали на пять - девять процентов, а линии метро - до 12 процентов.



Современные поезда - на смену устаревшим составам

Прежний формат пригородных перевозок был во многом неудобен пассажирам, которые практически ежедневно ездили на работу в Москву и потом обратно домой. С запуском МЦД их поездки стали более удобными, в первую очередь из-за смены графика движения. Появилось тактовое расписание движения поездов - они стали ходить с определенным интервалом, в часы пик он составляет всего пять - семь минут.



Чтобы поездки на МЦД были комфортными, нужны современные поезда. За первый год работы двух диаметров подвижной состав полностью обновили. Сегодня на маршрутах курсируют «Иволги» и «Ласточки», ЭП2Д и двухэтажные аэроэкспрессы - их средний возраст составляет около трех лет. Это один из самых молодых парков электропоездов в Европе.

Основные поезда первых двух диаметров - современные «Иволги» с системой климат-контроля, бесплатным Wi-Fi и USB-зарядками, туалетами. Багаж и велосипеды пассажиры могут разместить в специально отведенных для этого местах. В «Иволгах» нет тамбуров, там широкие дверные проемы, двери открываются кнопкой или автоматически. Поезд разгоняется быстро, плавно и бесшумно. Здесь созданы все условия для комфорта маломобильных пассажиров.



Платить за проезд - выгодно и просто

Новый формат транспорта потребовал и новой системы оплаты проезда. Главной задачей при ее разработке стала интеграция диаметров в городскую транспортную сеть. Поэтому основой нового тарифного сервиса сделали карту «Тройка».

С запуском МЦД пассажиры, которые раньше пользовались электричками, стали платить меньше. Появились бесплатные пересадки с МЦД на метро и МЦК, что позволяет сделать поездки по Москве до 50 процентов дешевле (а по области - до 75 процентов).

К примеру, обычная поездка из Подольска в центр Москвы с пересадкой на Курском вокзале обойдется в 190 рублей, а если проделать тот же путь по тарифу МЦД - всего в 50 рублей. Таким образом, пассажиры диаметров за два года сэкономили уже более шести миллиардов рублей.

Оплатить проезд можно не только «Тройкой», но и банковской картой прямо на турникетах - такая возможность появилась этой весной. После того как пассажир совершит поездку, система автоматически подберет наиболее выгодный тариф. Услуга становится все популярнее - этим способом уже воспользовались 2,3 миллиона раз.

Поездки на МЦД можно сделать еще дешевле. С сентября и до конца этого года в метро, на диаметрах и МЦК действует акция - при оплате проезда картой «Мир» можно дополнительно сэкономить до 20 рублей. Поездка выходит дешевле на 10 рублей при оплате банковской картой и на 20 - при оплате смартфоном.



Планы на ближайший год

Всего в Москве будет пять центральных диаметров. Последний из них - МЦД-5 - планируется запустить до конца 2025 года. Когда все диаметры достроят, у Московской агломерации появится сеть наземного метро из 182 станций, 67 из которых будут пересадочными. Работы продолжаются не только на будущих диаметрах, но и на действующих.

До конца 2022-го на МЦД-1 после реконструкции откроется станция Тимирязевская. На этом же диаметре в течение года закончатся работы по интеграции станции Окружная с одноименной станцией МЦК (а в перспективе - и с метро), их соединит крытый переход. Также до конца 2022-го на МЦД-2 откроют станции Печатники и Марьина Роща, которые станут ядром крупных ТПУ с пересадками на метро и наземный транспорт.

Для будущего МЦД-4 до конца этого года планируется достроить три станции: Матвеевскую, Аминьевскую и Минскую, а в 2022-м построят или реконструируют шесть - Толстопальцево, Мещерскую, Переделкино, Лесной Городок, Очаково, Минскую (второй этап).

Кроме того, в следующем году планируется завершить первый этап строительства железной дороги до аэропорта Шереметьево.

Также продолжаются масштабные работы по развитию старых и строительству новых участков путей для запуска третьего и четвертого диаметров.



MOS.RU

ЦППК, ТМХ, Московские центральные диаметры, Трансмашхолдинг, Московский транспорт, Тверской вагоностроительный завод, МЦД

Previous post Next post
Up