В московском метро появились «дизайнерские» поезда. Что в них особенного?

Sep 06, 2021 16:19


Широкие двери, звукоизоляция и плавный ход: в новом поезде «Москва-2020» много современных технологичных решений - рассказываем о них.



В московском метро постоянно обновляется подвижной состав: меняются не только диванчики в вагонах, но и базовая конструкция всего поезда. Например, в 2017 году на рельсы вышел поезд «Москва» с межвагонными переходами. Тогда пассажиры начали переходить из вагона в вагон напрямую и равномерно распределяться по всему поезду.

Уже спустя год на подмосковном «Метровагонмаше» (входит в «Трансмашхолдинг») в Мытищах начали проектировать вагоны нового типа - «Москва-2020». В прошлом году они вышли на рельсы.


Дизайн от конструкторов Audi, Airbus и Nissan

Дизайн-проект вагонов «Метровагонмаш» разрабатывал в партнёрстве с компанией ItalDesign. С 1968 года это бюро занимается проектами в автомобильной индустрии: здесь придумывали дизайн Volkswagen Golf, Audi 80, Fiat Panda. Впрочем, ItalDesign работает не только с автомобилями - например, в 2017 году компания разработала дизайн-проект трамваев в Гуанчжоу.

Облик маски (передней части кабины) нового поезда - округлую форму с удлинёнными фарами - выбрали сами пассажиры. Голосование проходило в демонстрационном павильоне Московских центральных диаметров около Киевского вокзала - сюда пришли проголосовать около 3 тысяч человек. Параллельно опрос шёл в интернет-СМИ и в социальных сетях.



В итоге проект поезда «Москва-2020» получил награду Red Dot Award: Product Design 2021: её вручают за особые достижения в промышленном дизайне. В разные годы премию получили, например, Airpods Pro и Ferrari SF90 Stradale.

USB-разъёмы между сиденьями

В предыдущей модели поезда «Москва» USB-гнёзда находились под сенсорными экранами (в начале и в конце вагона) - по четыре порта под каждым. Теперь разъёмы поместили и между сиденьями - их стало больше: 368 гнёзд. Телефоны или планшеты, если нужно поработать в дороге, смогут зарядить все, не обязательно носить с собой пауэрбанк.



Сами сиденья отделили от дверей прозрачными перегородками для комфорта сидящих пассажиров, установили новые поручни из нержавеющей стали. Кстати, до них можно дотянуться из любой точки салона: поручни расположены не только у дверей, но и над сиденьями. Появилась и светодиодная подсветка под креслами и над окнами.

Безопасные двери

Пассажиры метро часто спешат и пытаются запрыгнуть в вагон, когда двери уже закрываются. Бывает так, что двери зажимают сумки и портфели, а иногда и их обладателей. За последние годы количество инцидентов в метро снизилось, но, чтобы поездки стали полностью безопасными, сознательности самих пассажиров недостаточно. Поэтому в новых составах установили «индивидуальную систему противозажатия». Если в дверном проёме возникнет помеха, створки дверей приоткроются.



Стеклометаллические и стальные двери заменили на почти полностью стеклянные (но такие же прочные). С ними вагон выглядит просторнее. При этом дверные проёмы расширили на 15% - до 160 см: не нужно каждый раз выходить из вагона, пропуская других пассажиров, люди могут садиться в вагон и выходить одновременно. Кстати, межвагонные переходы (они появились ещё в предыдущем поколении поездов) тоже расширили - наполовину.



Воздух чище - ход тише

Ещё одна особенность поезда «Москва-2020» - система обеззараживания воздуха. Это специальные ультрафиолетовые лампы, как в медучреждениях: их поместили прямо в кондиционеры. В каждом вагоне работают две очистительные установки, пропускная способность каждой - до 3300 м3/час. Сконструировала их отечественная компания «ЛитТрансСервис». В итоге в вагоны поступает уже очищенный воздух. А ещё новый поезд тише - можно не выкручивать громкость музыки в наушниках на максимум.

Большие тач-карты и меню на восьми языках

Чтобы информировать пассажиров, под потолком впервые установили LCD-мониторы диагональю 20 дюймов - по четыре монитора на каждый вагон. Наддверные табло с маршрутом поезда увеличили. Равно как и интерактивные тач-карты для построения маршрутов - их диагональ выросла с 19 до 27 дюймов. При этом интерфейс перевели на восемь языков: казахский, таджикский, узбекский, китайский, а ещё на общеевропейские - английский, французский, немецкий и испанский.



Интеллектуальная система управления

Машинисты управляют разными моделями поездов и часто меняются. Раньше, чтобы получить доступ к системе управления, им нужно было вводить пароль. Теперь попасть в кабину можно по индивидуальной карте - она же используется для запуска поезда.

Чтобы машинистам было удобнее, половину кнопок на пульте управления заменили на широкоформатные сенсоры. Интеллектуальная система поддержки в случае неисправности подаст сигнал и подскажет машинисту, что делать.

Рабочая смена машинистов - от шести до восьми часов. Новые кресла помогут машинистам дольше не уставать: спинку и подлокотники можно регулировать, само сиденье и подножка подогреваются. В откидной подстаканник машинист может поставить бутылку с водой - для неё даже есть охладитель. Кабину машиниста адаптировали к системе «Антисон» - она следит за физическим состоянием водителя и помогает ему не уснуть.

Сейчас в метро ходит более 70 поездов «Москва-2020», пока только на Кольцевой и Калужско-Рижской линиях (оранжевая ветка, проходит через Рижский вокзал). Планируют запустить их и на Большой Кольцевой, которая станет самым длинным «кольцом» среди всех подземок в мире. Всего к концу 2023 года таких поездов будет уже 172.

vc.ru

метро, Трансмашхолдинг, Московский метрополитен, Москва 2020, МВМ, ТМХ, Метровагонмаш, Москва

Previous post Next post
Up