Маневровая тяга - порой незаметный, но важнейший элемент железнодорожных перевозок. Обеспечивая вывоз грузов и эффективную сортировочную работу в самых тяжелых условиях, маневровые тепловозы являются «стартером», запускающим в движение экономические процессы. Особенно такое сравнение актуально для России и других стран, где железнодорожный транспорт занимает значительную долю в общей структуре перевозок грузов. АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) всегда ставит своей целью предоставить для партнеров современный высокоэффективный подвижной состав, и предлагаемые холдингом маневровые тепловозы не являются исключением: флагманские ТЭМ18ДМ и ТЭМ28 созданы для того, чтобы максимально эффективно содействовать росту грузоперевозок и промышленных производств в любом уголке мира.
ТЭМ18ДМ: модернизированное настоящее
Выпускаемые с 2007 года Брянским машиностроительным заводом (
#БМЗ, входит в ТМХ) тепловозы ТЭМ18ДМ по праву можно назвать современной классикой. Машина является одним из самых распространенных маневровых тепловозов в мире: на текущий момент выпущено более 1500 секций ТЭМ18ДМ, эксплуатируемых сегодня в России, странах СНГ и дальнего зарубежья, в том числе в регионах с экстремальными климатическими условиями.
ТЭМ18ДМ
В декабре 2019 года для ТЭМ18ДМ был продлен на 5 лет срок действия сертификата соответствия РС ФЖТ, при этом ранее в модель тепловоза были интегрированы новые возможности, направленные на повышение ее надежности и эффективности. В то же время ключевые достоинства «базового» ТЭМ18ДМ - удобство в эксплуатации и обслуживании, комфорт для машинистов и доступная стоимость - были сохранены.
Первое нововведение - внедрение системы автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза (САЗДТ). Она позволяет контролировать температуру охлаждающей жидкости двигателя без вмешательства машиниста, автоматически отключать и запускать дизель ТЭМ18ДМ при заданных уровнях температуры (как при ее повышении, так и понижении). С применением САЗДТ более не требуется осуществлять прогрев теплоносителей двигателя в холодное время года. Эффект для заказчика - сокращение расхода топлива, увеличение ресурса силовой установки и снижение вредных выбросов в атмосферу.
Не менее важными решениями для одного из основных партнеров ТМХ -
РЖД - Российские железные дороги - являются интегрированные в ТЭМ18ДМ блок осушки сжатого воздуха (БОСВ) и система электропневматического торможения (ЭПТ). Обе технологии обеспечивают возможность выполнения маневровых работ с пассажирским подвижным составом. Так, БОСВ включает адсорбционный двухкамерный влагоотделитель производительностью 2,5 м3/мин с попеременно меняющимися фазами адсорбции и регенерации. Данный узел позволяет получать сжатый воздух для тормозной системы, соответствующий особым требованиям, предъявляемым к работе с пассажирской техникой. В то же время ЭПТ дает возможность повысить эффективность торможения и заметно сократить длину тормозных путей благодаря одновременности действия тормозов во всем поезде и уменьшению времени наполнения тормозных цилиндров воздухом (реализуется с основного пульта машиниста), а также снизить продольно-динамические усилия с достижением плавности торможения.
Серьезным подспорьем для расширения спроса на ТЭМ18ДМ стало внедрение тележки для колеи 1435 мм. Такое решение обеспечит заинтересованность заказчиков как внутри России, на приграничных территориях, так и потенциально - за рубежом: хорошо себя зарекомендовавший в эксплуатации ТЭМ18ДМ будет веским фактором конкурентоспособности ТМХ при борьбе за экспортные контракты. Международному применению будет способствовать и внедренное в «новый» ТЭМ18ДМ автосцепное устройство с возможностью изменения высоты оси, которая будет актуальна для выполнения маневровых работ на станциях перехода на составы с отличающейся от российского стандарта высотой автосцепки. Стоит отметить, что тепловозы ТЭМ18ДМ с такой тележкой уже эксплуатируются на Калининградской, Дальневосточной и Забайкальской железных дорогах.
Дополнительно для повышения надежности ТЭМ18ДМ в новой версии тепловоза внедрено межтепловозное соединение типа Harting - оно дает большую надежность связи между локомотивами при работе по системе двух единиц. Также на входе в турбокомпрессор установлен фильтр сухого типа, повышающий степень очистки поступающего в него воздуха, что, в свою очередь, ведет к снижению количества отказов турбокомпрессора и дизельного двигателя, исключает работы по контролю уровня масла в фильтре и его замене. Для повышения степени очистки подаваемого в дизельный двигатель топлива была изменена конструкция топливоподачи.
На
#ТЭМ18ДМ установлен проверенный временем дизель-генератор 1-ПД4Д. Стоит отметить, что сегодня в ТМХ уделяют особое внимание повышению эффективности и качества его производства. Так, с IV квартала 2019 года на выпускающем дизель-генераторы заводе «Пензадизельмаш» (входит в ТМХ) начала работать эталонная линия по сборке 1-ПД4Д. В этом году на предприятии в рамках инвестиционного проекта по развитию производства дизельных двигателей (объем инвестиций - 1,5 млрд руб.) установлены современные высокотехнологичные станки и обрабатывающие центры. Все эти мероприятия позволят быстрее выводить на рынок более качественные модели дизельных двигателей, которыми будут экипироваться как последующие модификации ТЭМ18ДМ, так и другие маневровые локомотивы.
Также на ТЭМ18ДМ конструкторы унифицировали системы управления электропередачей и гребнесмазывания, интегрировали новую кабину с современными пультами управления и климатическим оборудованием.
Все перечисленные нововведения обеспечивают существенную экономию топлива, снижение затрат на обслуживание, улучшение условий труда и экологических показателей. По оценкам рынка, тепловоз ТЭМ18ДМ расходует на 20-30 л топлива меньше, чем предыдущие модели, затраты на обслуживание без учета расходов на топливо составляют около 40 тыс. руб. в год, а запчасти доставляются заводом-изготовителем в кратчайшие сроки.
В
#ТМХ понимают, что интегрированные в ТЭМ18ДМ новые решения нужны не каждому заказчику. Производитель, как лидер рынка, проявляет гибкость, предлагая шесть вариантов исполнения тепловоза ТЭМ18ДМ, однако ключевой момент - в следующем: благодаря широкой распространенности с ТЭМ18ДМ знакомы многие машинисты и специалисты по техобслуживанию, а значит, не требуется затрат на обучение работе с новыми модификациями.
#Тепловоз ТЭМ18ДМ привлекает многих участников рынка: машина находится в эксплуатации у таких предприятий, как «Норильский никель», «Кузбассразрез-уголь», «Металлоинвест», Группа «Еврохим», у оператора транспортных и ремонтных услуг «Сибпромжелдортранс» и др. Содействовать росту интереса к ТЭМ18ДМ будет участие локомотива в утвержденной Правительством РФ программе субсидирования покупки нового подвижного состава в 2020 году: при покупке ТЭМ18ДМ будет компенсировано до 11,5 млрд руб. его стоимости.
ТЭМ28: модульное будущее
C 2017 года ТМХ предлагает рынку еще одно решение в области маневровой тяги - тепловоз ТЭМ28 с электрической передачей переменно-постоянного тока. Созданная на БМЗ машина ориентирована на выполнение тяжелой вывозной, сортировочной и горочной работы: ее тяговые свойства сопоставимы с секцией магистрального тепловоза.
ТЭМ28. Источник: trainpix.org
Ключевым преимуществом ТЭМ28 является его модульная конструкция. Тепловоз включает в себя пять модулей (холодильная камера, дизельное помещение, аппаратная камера, кабина управления, тормозное оборудование), которые возможно быстро менять при необходимости обслуживания и ремонта. Такой подход существенно повышает техническую готовность локомотива, эффективность его эксплуатации, снижая годовые расходы на обслуживание.
Модуль дизельного помещения ТЭМ28 включает двигатель с газотурбинным наддувом мощностью 895 кВт и генератор переменного тока А735У2, что обеспечивает высокие тяговые характеристики локомотива и быстрый набор мощности. Расчетная сила тяги ТЭМ28 при трогании с места составляет 367 кН, касательная для длительного режима - 323,6 кН. Такие тяговые характеристики позволяют ТЭМ28 работать с составами весом порядка 3 000 т на руководящем подъеме 9‰ и более 6 000 т на руководящем подъеме 4%. Также реализованная в
#ТЭМ28 тяговая установка дает существенную экономию топлива по сравнению с эксплуатируемыми сериями: 30% в среднесетевом цикле работы, 50% - в горочном.
В модуле аппаратной камеры размещаются коммутирующая аппаратура, тяговый выпрямитель и локальный модуль обдуваемых тормозных резисторов. В результате соблюдаются расчетные тормозные характеристики во всем диапазоне скорости ТЭМ28 практически до полной остановки.
В модуле тормозного оборудования установлен винтовой компрессор с асинхронным двигателем. Применение индивидуального источника питания для обеспечения работы привода компрессора позволяет реализовать независимость номинальной частоты вращения вала компрессора от частоты вращения коленчатого вала дизеля, гарантируя таким образом производительность силовой установки во всех режимах работы ТЭМ28.
В конструкции трехосной тележки ТЭМ28 применены колесно-моторные блоки с МОП качения, что также способствует снижению стоимости жизненного цикла машины. В целом стоимость жизненного цикла ТЭМ28 существенно ниже, чем у эксплуатируемых в настоящее время аналогов.
Как и ТЭМ18ДМ, локомотив ТЭМ28 готов к работе в экстремальных условиях при температурах до -50°C. Соответствующим образом подготовлена кабина управления башенного типа, обеспечивающая машинисту круговой обзор.
ТЭМ28 задуман конструкторами как базовая платформа для модельного ряда маневровых тепловозов на годы вперед.
Заслуженное лидерство
Опираясь на принципы клиентоориентированности и обеспечение максимально комфортных условий для заказчиков, ТМХ сегодня является лидером на рынке маневровой тяги в России и одним из ключевых центров компетенций в данном направлении в мире. При этом в создании машин холдинг руководствуется и национальными интересами: максимальной локализацией компонентов, созданием рабочих мест, освоением передовых технологий и развитием производства высокотехнологичных и конкурентоспособных узлов, таких как дизельные двигатели, микропроцессорные системы управления и др. Тепловозы ТЭМ18ДМ и ТЭМ28 являются ярким примером такого подхода ТМХ, ведь их задача - создавать возможности для развития промышленности и экономики.
Опубликовано в «
Техника железных дорог» №3 (51) август 2020