На днях на Российском радио прозвучала новость от какого-то очередного исследовательского центра, о том, что наконец-то утечка мозгов из России прекратилась. Ведущие на радио, по этому поводу пошутили: «Или все мозги уже утекли, либо законопатили дырку, из которой они утекали». Шутка получилась, почти как анекдот. Тема интересная, ведь я сам могу отнести себя к этой утечке. Что же происходит на самом деле, действительно ли прекратился поток миграции молодежи? Для начала обратимся к статистике.
Согласно, выводов экспертов международного аналитического агентства Stratfor. Сегодня Россия переживает крупнейшую «утечку мозгов» за последние 20 лет! Аналитики агентства подняли данные Росстата и выяснили, что только в 2015 году из России эмигрировали 350 тысяч человек. Это в десять раз больше, чем пять лет назад! Даже в разгар экономического кризиса 2009 года количество эмигрантов не превышало 32 тысяч человек в год.
Текущая волна эмиграции из России состоит преимущественно из инженеров, врачей, ученых и учителей, - отмечают аналитики. Одним из толчков такого исхода врачей, явилась в том числе и реформа здравоохранения, которая в 2014 года оставила без работы почти 7 тысяч медицинских сотрудников, только в Москве и области. Большинство российских эмигрантов уезжают в США, Германию, Канаду и Финляндию.
Также аналитическое агентств Stratfor провело исследование и составило отчет о настроениях в среде студентов и выпускников. Как сообщается в отчете Stratfor, среди людей с высшим образованием страну хотят покинуть 23 процента. Среди студентов таких 38 процентов, а среди топ-менеджеров - 42 процента. На смену же им готовы прийти лишь выходцы из "мусульманских» пост-советских стран.
При этом следует учесть, что данный отчет Stratfor, не учитывает, тех молодых россиян, которые изначально учатся за границей. Если учесть и их, то этот процент существенно увеличится. Только в Университете им. Аристотеля в котором, я учусь, около 100 студентов из России и это не самый популярный ВУЗ Европы. И подавляющее большинство из них, планируют строить карьеру, после получения диплома, в Европе.
Как пишет российская пресса, эта проблема обеспокоила, даже высшее руководство нашей страны.
Вот как эту ситуацию комментировал в ноябре 2016 года президент Российской Федерации Владимир Путин, на заседании Совета по науке и образованию:
«У молодежи должны быть стимулы, желание заниматься наукой именно в России, работать в интересах нашей экономики, в отечественных высокотехнологичных компаниях, исследовательских лабораториях».
А вот, что ему вторил в феврале 2017 года, премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев в своем выступлении в рамках пленарного заседания Российского инвестиционного форума "Сочи-2017":
«Успешная страна - это не только развитая экономика, геополитическое влияние, военная мощь, что, безусловно, присуще нашему государству, но и научные достижения, которые прославляют нацию, востребованные во всем мире технологические устройства, лекарства, уникальные технологии, которые в целом делают жизнь лучше и безопаснее.
Страны, которые сегодня не способны перейти к новым технологиям, могут оказаться в очень тяжелом положении, просто отстать безвозвратно. Их не спасет ни дешевая рабочая сила, ни сырье.
У России есть все слагаемые, для того чтобы стать одной из ведущих технологических стран мира. У нас есть интеллектуальный потенциал, у нас есть ресурсы. И главное, что есть, что мы смогли за последнее время в известной степени возродить, - это психология страны-лидера. Лидера, который не раз доказывал, что может делать лучшие в мире продукты...
Сегодня мы экспортируем нефть, газ - и, к сожалению, экспортируем интеллект. Но если за первые две позиции российский бюджет получает деньги, то интеллект очень часто уходит из нашей страны бесплатно и безвозвратно. Это не просто расточительно, это недопустимо по отношению к собственной стране. Теряя талантливых ученых, специалистов, Россия теряет не только деньги, время, потраченные на их подготовку, но и позиции в конкурентной борьбе за будущее. Я напомню известные слова Сергея Капицы: "Математика - это то, что русские преподают китайцам в американских университетах". Вот такого положения быть, конечно, не должно.
Мы должны создать все условия, чтобы новое поколение могло реализовать свой потенциал именно в России ...Чтобы за рубеж мы действительно отправляли не интеллект, а интеллектуальные товары и услуги".
Ну что можно сказать по поводу этих посылов, первых лиц российского государства. «Золотые слова», которые скорее всего так словами и останутся.
Как сообщала Газета.Ru, бюджет Российского научного фонда на 2017 год составит 17,7 миллиарда рублей. По сути это всего лишь в два раза больше той суммы (9 000 000 000 (девять миллиардов) рублей), которую нашли в одной из квартир, не безызвестного полковника Захарченко. К нему мы еще вернемся в нашей статье.
В 2011 году, в газете «Аргументы Недели», дал интервью генеральный директор Всероссийского НИИ авиационных материалов (ВИАМ) академик РАН, профессор Евгением КАБЛОВЫМ). Его комментарии по поводу состояния Российской науки на тот момент вызывают шок. Вот некоторые выдержки из этого интервью:
«…Инновационная болтовня
- США считают своим главным достижением XX века создание национальной инновационной системы. А мы ныне свистим повсюду: инновации, модернизации, бизнес-инкубаторы, технопарки, зоны с особым экономическим статусом и т.д. Запутали всех, в том числе и самих себя. Недавно, на одном из заседаний Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих учёных и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики, я так и сказал заместителю председателя правительства Сергею Иванову: у нас на все эти бизнес-инкубаторы «яиц» не хватит. Потому что если нет идеи - что высиживать-то?
Второе: ситуация с патентами, с интеллектуальной собственностью в России аховая. Президент Путин еще в феврале 2004 года поставил задачу - создать национальную инновационную систему (НИС). Задача до сих пор не выполнена. Чиновники НИСом обзывают всё что угодно, кроме главного - получения патентов на изобретения, закрепления интеллектуальной собственности за разработчиками, создания рынка интеллектуальной собственности.
Эти изобретения и являются теми «яйцами», которые надо положить в бизнес-инкубатор. Сейчас мы вынуждены все патенты отдавать в министерства, в нынешние «закрома родины». А кто там будет их коммерциализацией заниматься - неизвестно. Кто будет платить за поддержание патентов? Кто будет платить авторские - тоже неизвестно. И если в ближайшее время вопрос не решится, то мы вплотную приблизимся к тому, что инновационная активность в части получения патентов будет сведена к нулю. А без «бизнес-яиц», как я уже говорил, не будет рынка интеллектуальной собственности и бизнес-инкубаторов.
В 2000 году государство выделило 17 миллиардов рублей на научные исследования и разработки. В 2010-м - 250 миллиардов. Прогресс огромный. Но сколько патентов было получено за эти деньги? В 2000-м - 15 800 патентов. В 2010-м - смех - 16 200! В 15 раз увеличено финансирование, и рост на выходе на десятые доли процента. В это время американцы имеют в год 450 тысяч патентов. Японцы - 350 тысяч. Китай - 300 тысяч…
Ум тренировку любит
- Евгений Николаевич, что происходит в перспективных космических, авиационных программах? Стагнация? Почему нет резких, прорывных достижений?
- Ещё древние говорили, что государство, которое за пять лет не может сформулировать масштабные национальные проекты, причём понятные большинству населения, превращается в территорию. Нам нужно ставить перед собой такие проекты и подключать к ним всех, кто умеет это делать. Но беда в том, что в России постепенно уменьшаются научный и технический потенциалы людей. И если мы не привяжем их к такой масштабной работе, то среда, которая способна к созиданию, просто исчезнет. Мозги нации, как и мозг человека, нуждаются в постоянных тренировках. Иначе они просто атрофируются. Заново же создать мозг невозможно…».
А за год до этого в 2010 году, когда у нас на слуху был проект "Сколково". Эмигранты из России, первого поколения Андрей Гейм и Константин Новоселов, были удостоены Нобелевской премии в области физики за создание самого тонкого в мире углеродного материала - графена. Но беда была в том, что как сказал Андрей Гейм в интервью журналистам, графен мог быть создан и в России, однако "шансы его создания были 1 из 1000, по сравнению с тем, что можно было сделать за границей".
По этой причине физик когда-то и принял решение уехать. "В Англии я понял, что в течение 6 месяцев там можно сделать то же самое, что в России сделать в течение 10 или 20 лет. И для экспериментатора, которому нужна аппаратура, средства для исследований, условия работы здесь и там были настолько различные, что даже вопроса не стояло оставаться или нет. Оставаться в России было для меня все равно, что жизнь потратить на борьбу с ветряными мельницами, а работа для меня хобби и тратить свою жизнь на мышиную возню абсолютно не хотелось", - подчеркнул лауреат. В интервью ученый также отметил, что о намерении России пригласить его работать в Сколково он "не знает и знать не хочет". "Меня это никак не интересует.", - заявил Гейм. Скептически отнесся Гейм и к попытке создать из Сколково "вторую Кремниевую долину". "Я думаю, "Кремниевого Сколково" никогда не получится. Для меня это звучит так же, как если бы в 90-х годах стали бы создавать электровакуумное Сколково, когда уже поезд давно ушел от вакуумных ламп к транзисторам. Так и здесь", - отметил он. По его мнению, стремление России инвестировать в науку понятно и его можно только приветствовать, однако "хорошие начинания спускаются сверху, а потом они через тысячу ветряных мельниц проходят, и эти Дон Кихоты из правительства заканчивают одним и тем же - что получилось, как всегда". "Большими лозунгами пятилетка в четыре года не сделается. Перспективы какие-то есть, но можно те же самые деньги вкладывать в выделенные академии, институты, академии наук. Россия жила 70 лет под эгидой грандиозных замечаний - здесь город будет, здесь саду цвесть... Я бы очень рад был, чтобы я ошибался, но для меня выглядит, что очередной город-сад построят", - считает ученый. По словам физика, инвестирование в науку сейчас больше звучит как очередной лозунг. "Есть места в России, например, та же Черноголовка в Подмосковье, есть другие города - зачем новый город строить? Это звучит как лозунг, а не как эффективное инвестирование", - сказал Гейм.
Что могли ответить на такое замечание Нобелевского лауреата, наши «государственные мужи», ничего. Да России может и обидно, что наш вчерашний соотечественник стал Нобелевским лауреатом, не от России, а от Англии, но что Россия сделала для того, что бы Андрей Гейм и Константин Новоселов, создали самый тонкий в мире углеродный материал - графен, в России?
По большому счету человечеству все равно где, что и кто изобретает, главное, что бы это изобретение приносило пользу всему человечеству, а не отдельно взятой стране. Ведь если наш соотечественник изобретет вакцину от рака, СПИДА или другой неизлечимой болезни. Не в России, а в любой другой стране, где ему предоставят возможность сделать это изобретение быстрее. Я не думаю, что польза от такого изобретения для человечества, будет как-то меньше, если бы он это изобрел в России. Поэтому умный человек должен «творить» там, где его мозги больше ценятся и создаются более комфортные условия для такой работы.
Может быть, в том числе и по этой причине эта утечка мозгов и происходит. Так это или иначе, но в начале тысячелетия «русских» в одной только Калифорнии оказалось более 10 тыс. человек. В 2002 году был создан даже специальный профсоюз - «Ассоциация русскоговорящих профессионалов Силиконовой долины». Поэтому и стали говорить, что Силиконовую долину сделали «русские», но подумав, добавляют «мозги». И сколько таких десятков тысяч «русских мозгов» разбросано по мировым научным центрам?
Конечно, какой-нибудь скептик, тут же возразит, что уезжают десятки, а то и сотни тысяч, как показывает статистика, а Нобелевскими лауреатами становятся единицы. Для чего же едут остальные, у которых нет «гениальных» мозгов, но есть «умные» мозги? И я отвечу, достойно не нарушая закона, продавать свои «умные» мозги. Так как в нашей стране ум не ценится, это наглядно видно по зарплатам учителей и врачей. И это профессии, без которых жизнь в любом цивилизованном и развитом обществе, просто немыслима. А, что бы почувствовать разницу, как ценят врачей и учителей, у нас и них, ниже приведены статистические данные с портала поиска вакансий Adzuna.fr со ссылкой на данные Организации экономического сотрудничества и развития, о годовых зарплатах учителей с не менее, чем 15-летним стажем работы:
Страна
EUR в год
Люксембург
67 841
Германия
42 610
Ирландия
39 917
Нидерланды
37 983
Дания
36 556
Бельгия
32 253
Великобритания
32 152
Австрия
30 237
Испания
30 024
Португалия
28 634
Финляндия
27 517
Норвегия
27 298
Швеция
24 975
Франция
24 078
Италия
23 945
Словения
23 382
Греция
20 470
Иландия
19 603
Чехия
14 660
Польша
11 988
Венгрия
9 525
Словакия
9 339
Эстония
8 938
Зарплата врачей в Европе, тоже очень разница, начиная с 35 000 евро в год, в Словении и заканчивая около 100 000 - 120 000 евро в год, в таких странах как Англия и Швейцария. Конечно, есть и исключения из правил, профессионалам особенно хирургам, в Европе платят в разы больше, чем среднестатистическому терапевту. Например, в Люблянском клиническом центре кардиохирургу из Израиля Дэвиду Мишалу, который в Словении оперировал детей с врождённым пороком сердца, в 2009 году выплачивали по 10 576 евро в день.
А во сколько оценивает Российское государство, труд своих врачей и учителей?
Официальная статистика сообщает, что средняя заработная плата врачей в 2016 году составляла около 30 000 рублей, у учителей примерно такая же. Насколько эта статистика правдива, определить трудно, но если это так, то с сегодняшним курсом евро около 60 рублей. Заработная плата врача и учителя составляет около 500 евро в месяц или 6 000 евро в год. То есть заработная плата российских врачей и учителей в несколько раз не дотягивает до зарплат их коллег, в бедных по европейским меркам странах, как Словения и Эстония.
Вот и весь ответ на вопрос об утечке мозгов из России. Сделайте зарплату врачей и учителей, сопоставимой с зарплатой их европейских коллег и поток «интеллектуальных» эмигрантов, намного уменьшится. А пока наши врачи и учителя будут влачить жалкое существование, расчитывать на качественное получение услуг в области образования и здравохранения не стоит. Зато стоит рассчитывать на увеличение таких полковников как вышеупомянутый Захарченко, у которых периодически будут изымать суммы сопоставимые с годовым бюджетом финансирования всей российской науки.
Может, стоит, изымаемые таким образом деньги, направлять на повышение зарплат врачей и учителей? Только одно не понятно откуда у таких как Захарченко столько денег, при отсутствии в бюджете страны денег (но по крайней мере так озвучивают СМИ), для достойных зарплат профессионалам, без которых дальше, развития у страны нет.
Рассказать друзьям или разместить в своём блоге: