4 век нашей, блин, эры. Александрия пока что еще остается тем, чем и была для эллинистического мира, т.е. крупным портовым городом в дельте Нила, городом, где находится одна из наиболее значительных библиотек средиземноморья, мультикультурным и мультинациональным городом, где все еще гордо высится одно из семи чудес света - Фаросский маяк.
И все бы хорошо, но христиане совсем от рук отбились. То ли дело раньше, когда их за малейшую провинность да на корм львам. Но «тут вам не здесь»! Не те уж времена! Христиане 4-го века, с ярко выраженными носами и курчавыми волосами, уже не всетерпящая масса мучеников веры. Они агрессивны и люто ненавидят все то, что не вписывается в догматы веры и все то, что им непонятно. А непонятны и неприятны им в равной степени и евреи, и язычники, поклоняющиеся пантеону римских богов и вообще все, что отличается и имеет смелость быть непохожим на их бога. Короче, аки-паки-иже-херувимы.
Верховодит всем этим безобразием епископ Кирилл, который подмял всю верхушку власти города, включая префекта Александрии Ореста. Эдакий фанатик, одержимый идеями новой религии, ярко отметившийся в истории еврейскими погромами, избиением того самого префекта Ореста и..об этом чуть позже.
Ну и самое главное действующее лицо марлезонского балета - женщина-философ, женщина-астроном, женщина-математик (что само по себе для того времени большая редкость) Ипатия Александрийская. Женщина - это само по себе уже явление небезопасное, а умная женщина - так просто разрушительное (в особенности для не очень умных мужчин). Легко догадаться, что по этой причине невзлюбил Кирилл деву Ипатию. А так как она намеки не понимала, на компромисс не шла и вообще занималась какой-то совершенно небогоугодной астрономией, поспособствовал тому, что «воины христовы» Ипатию изловили и, что характерно для мужественных братьев во Христе, камнями то ее и побили. До смертельного исходу, что характерно. Вообще истово верующим очень характерно именно таким образом проявлять свою любовь к богу. Кстати, вне зависимости от вероисповедания.
Такую вот, в целом незамысловатую, историю поведал нам Алехандро Аменабар в своем новом кино «Агора».
К чему это я… да как-то затронуло одну из небезинтересных для меня тем о том, что наш замечательный мир имеет именно такие очертания и свойства какие имеет именно потому, что в 4-5 веках новая религия укрепилась в Европе и мало того, что на 1000 лет заморозила какое бы то ни развитие науки, искусства и вообще, но и поспособствовала формированию менталитета современного человека. В моем понимании формированию не в лучшую сторону. И дело вовсе не в том, виновен ли Кирилл в смерти Ипатии или нет. Речь то о том, что как и идея цикличности мироздания, которую Ипатия пыталась осмыслить, так и история человечества и закономерности его развития также цикличны. Просвещение сменяется средневековьем, которую в свою очередь сменяется возрождением, которое на нынешнем этапе уже вполне готово смениться очередным периодом мракобесия.
А в отношении религий могу сказать перефразировав слова профессора Преображенского по поводу пролетариата: «Да, я не люблю христианство!» Как впрочем, и любые другие религии, включая Ислам и тому подобную мутную чушь. Для меня они могут иметь интерес исключительно культурологический и исторический. Религия, как институт, как механизм манипулирования человеческим невежеством и страхами (причем весьма успешный коммерчески) у меня вызывает «такое чувство личной неприязни, что просто кушать не могу». Как Кирилл раздражался и не переносил Ипатию, как некое олицетворение науки и независимости, так и религия в целом все время руководствуется именно этими принципами. А цель? Думаю цель одна - власть и контроль. Какая ж еще?
А те, кому мои слова будут не по душе, рекомендую принять к сведению, что вера и религия, как говорят в Одессе, две очень большие разницы. И путать их не стоит.
А кино, хоть и не шедевр, посмотреть стоит.