Про Ленина и Сталина

Jan 17, 2014 11:10

Оригинал взят у fezeev в Про Ленина и Сталина
Больше года назад были такие выборы, может быть кто-то помнит. В Координационный Совет Оппозиции. И в рамках предвыборной борьбы проводились дебаты между кандидатами. И я, принимая участие в выборах в КСО, разумеется, принял участие и в дебатах. И там в первом туре ведущий спросил про моё отношение к Ленину. И я ответил, что в целом положительно отношусь. Многих тогда очень сильно расколбасило, Ксению Собчак например:
Я хочу развидеть это,для Езеева(Навальновский кандидат-росяма) Ленин-фигура со знаком плюс. Пи@дец.
- Ксения Собчак (@xenia_sobchak) October 5, 2012

Разумеется, в следующем раунде дебатов Роман Доброхотов не растерялся и весьма предсказуемо спросил, как я отношусь к Сталину. Жалею, что не выполнил тогда наказ отца, и с каменным лицом не потроллил общественность фразой "Сталин - наш вождь и учитель", а ответил что-то невнятное и обтекаемое. В следующий тур всё равно не прошёл, а так бы хоть запомнилось.

Надо сказать, что на протяжении жизни моё отношение к советскому периоду русской истории в целом, и к событиям октябрьской революции в частности, менялось несколько раз. В детском саду и начальной школе меня воспитывали в русле советской пропаганды: "всё вокруг колхозное, всё вокруг моё", "советское, значит отличное", "Ленин и печник", "Молодая советская республика в кольце интервентов, напавших с девятнадцати сторон" и тому подобные мемы пропечатались во мне глубоко и навсегда.

Потом в старшей школе, мой отец (военный историк, в то время специализировавшийся на истории гражданской войны, причём преимущественно с белой стороны) дал кое-чего почитать. Хорошо помню книжку Филимонова, мемуары непосредственного свидетеля Восстания Чехословацкого корпуса. Ещё помню "Красный террор в Россiи 1918-1923" Мельгунова. Было много чего ещё, но эти две врезались в память сильнее прочих.

Само наличие другой точки зрения (да ещё и подкреплённое определённой фактурой) резко поменяло моё отношение к событиям октябрьской революции и гражданской войны. Я стал считать белых безусловными героями, а красных - однозначными бандитами, воюющих с собственным народом. Это вообще так бывает: когда доминирует какая-то безальтернативная, желательно экстремальная точка зрения, а потом вдруг появляется взгляд с другой стороны, эмоционально довольно легко поменять знак, оставив при себе экстремальность.

С возрастом тяга к экстремальным суждениям постепенно проходит, я стал впускать в себя риторику современных левых, которая отлично легла на детские импринты. Всеобщее образование, доступная медицина, достижения в освоении космоса, План ГОЭЛРО, Сталинский план преобразования природы - масштабность реализованных проектов завораживала, а выплаченная за это цена уходила на второй план. В голову лезли мысли из серии "Это только после ужасов второй мировой войны (и в какой-то мере благодаря им) человечество осознало высшую ценность человеческой жизни и прописало её в декларации прав человека", "Тогда время такое было, человеческая жизнь вообще не ценилась", и вообще "Нельзя судить историческую личность меркой современности". Жару добавила книжка Адама Смита "О богатстве народов", в которой с самоубийственной беспристрастностью описывается капитализм со всеми его родовыми недостатками.

Именно в этот момент я и обнаружил себя на дебатах, отвечающим на вопросы про Ленина и Сталина.

И только совсем недавно я кажется нашёл точку, в которой можно совместить всё вышенакопленное. Ключевой является мысль о том, что "Нельзя судить историческую личность меркой современности". Брехня. Не только можно, но и нужно. Ведь если я, как современный человек, не сужу историю с использованием современных знаний о мире, то эти современные знания становятся ненужными и даже лишними. В таком случае я неизбежно впускаю в себя историю со всеми её грехами и ужасами, теряя преимущество современности. Не оставляя себе ни малейшей возможности вынести из истории хоть какие-либо уроки.

А уроки из истории про Ленина и Сталина банальны. Человеческая жизнь - высшая ценность, а значит Ленин и Сталин - людоеды. Точка. Многоточие или там запятая тут же откроют дверь, через которую людоедство войдёт лично в меня, а я этого не хочу.

Можно сказать ту же мысль и немного по-другому. Входя в чьё-то положение, не забывайте, что вы сейчас пришли в гости. И очень важно в этот момент не потерять своё собственное положение, а то навсегда так и останетесь в чужом.
Previous post Next post
Up