Карпогоры, Сура, Веркола, Ваймуша...

Jan 13, 2014 20:56

    Утром вернулась с экскурсии на Пинежье. Такие незнакомые большинству людей места, что в "Теме" программа подчеркнула красным все названия, кроме Суры. И это до ужаса обидно. Сура - понятно, есть вроде такая река, приток Волги, Карпогоры и Ваймуша - ладно, а вот Веркола... Родина Федора Абрамова заслуживает, чтобы о ней знали.
   В Карпогорах и Суре я уже бывала, но на сей раз по Карпогорам прошлась пешком, увидела "улицу деревянных коней" - целый ряд столетних и старше рубленых домов с воспетыми Абрамовым конями на крышах. Попозже выложу ВКонтакте фотографии. А сейчас больше хочется сказать о людях. У нас на Севере вообще много хороших, душевных, добрых, зачастую неординарных людей, любящих свою землю. Но в этой поездке мне на них особенно повезло.
    Останавливались мы в уютном карпогорском гостевом доме, хозяйка которого, Татьяна Николаевна Седунова, и возила нас в Суру и Верколу. Это настоящая легенда Пинежских мест, я ею восхищаюсь. Невероятно энергичный человек, ежедневно и ежечасно делающий добро людям. Затёртые слова, но что поделать, если они точь-в-точь про Татьяну Николаевну. Вот для первого знакомства с ней ссылка: http://www.nvspb.ru/tops/hochu-zdes-jit-i-peremen-k-luchshemu-49810/?version=print. Там есть про детский лагерь, так вот: она сама, без всяких там департаментов образования, организует четыре смены по 70 детей, больше половины которых - детдомовцы. И кормит свежайшими продуктами из своего хозяйства (свидетельствую: всё вкусно до объедения!), и обеспечивает развивающие занятия. Например, моя приятельница, сотрудник музея изобразительных искусств, каждый год туда ездит.
    Кстати, два дня проживания, питания и поездок (а до Суры 100 км) нам обошлись по 4000 рублей с человека. Ещё ведь экскурсоводов надо добавить, хотя не удивлюсь, если им Татьяна Николаевна платила не из наших, а из своих денег.
    В Суре познакомились с Анной Мулиин. Странная фамилия, не правда ли? Я  бы и не догадалась, что шведская. Анна за шведом замужем побывала, пять лет в Швеции прожила, да и сейчас имеет двойное гражданство. А ещё она кандидат технических наук, в Москве аспирантуру закончила. И вот поди ж ты - осела в конце концов в родной Суре. И пишет книги. Первую я купила, вторая только на подходе, буду караулить. Кое-что почитать можно здесь: http://www.litsovet.ru/index.php/author.page?author_id=6543.
    В Ваймуше нас встречала создательница народного музея Нина Александровна Нетёсова. Бывшая учительница собрала невероятное количество экспонатов - от старинной утвари до школьных учебников разных лет,- составила родословные практически всех жителей деревни, ведёт четыре кружка для детей, рассказывает бывальщины, поёт, пишет стихи... Всё это практически безвозмездно, ибо пожертвования посетителей (а за 2013 год их было более 2000 человек) идут исключительно на содержание огромного дома и пополнение экспозиции. А сельская администрация мало чем может помочь, у самих денег не густо. Кстати, приехали мы в Ваймушу в девятом часу вечера, в воскресенье, когда люди добрые дома сидят, телевизор смотрят. А Нина Александровна и её помощница Зоя Андреевна встретили нас величальной песней да хлебом-солью. И какой это был хлеб! Пышный, невероятно вкусный, а уж свежий - как сказала Зоя Андреевна: "Прямо с лопаты". И два часа нам всё показывали-рассказывали, чаем на дорожку напоили (поезд у нас в двенадцатом часу уходил, там уж не до чая, поспать бы успеть. Вся-то дорога меньше шести часов). Вот здесь можно немного о музее почитать: http://lotsiya.ru/news/314-vaimucha
    Были и другие люди, о которых хочется вспоминать. Много, о каждом не напишешь. Однако вот что их объединяет: практически все они - верующие. Не те кликуши, у которых даже о собственной религии представление слабое, зато ксенофобии через край, а спокойно делающие то, что считают правильным, и уважительно относящиеся ко всем окружающим. На Пинеге верили всегда, даже когда церкви рушили. Но для жирных попов Сиволдаев там климат был неподходящий: и драть три шкуры не с кого, народ больно беден, и угождать особо некому, начальство далеко. И сейчас так же. Мы заходили в восстановленный Никольский собор в Суре, были на службе в Артемиево-Веркольском монастыре: всё скромно, без помпезности, и люди эти - и священники, и монахи, и паства - вызывают уважение. Действительно, жизнь монахов в Верколе (а точнее, даже в отдалении от неё, за рекой)  - это вам не в Троице-Сергиевой лавре. Они много работают, восстанавливают полуразрушенные здания (которые для меня прежде всего замечательные памятники архитектуры), кормят себя сами, что не так-то просто на нашей северной земле. И если от общения с ними кому-то легче, кто-то не сопьётся и не украдёт, - то и спасибо им.
    Кстати, если кто не знает, в Суре родился Иоанн Кронштадтский. Идеолог "чёрной сотни" и т.д. Но суряне его почитают действительно как святого, и мы убедились, что для Суры и всей округи он действительно сделал немало. Не только красивые соборы на свои деньги строил, но и давал людям деньги на строительство домов, за которые и сейчас не стыдно, - такие они крепкие, добротные, красивые, друг на друга не похожие. Так что уже не хочется его одной чёрной краской рисовать. Особенно после знакомства с его внучатой племянницей - 93-летней Любовью Алексеевной Малкиной. Бабушка в здравом уме и крепкой памяти, много интересного рассказывала (со слов матери) и о "батюшке", и о временах, когда красные, белые и интервенты чуть не каждый день друг друга сменяли. А внук Любови Алексеевны служит в Сурской церкви. Династия, однако.
    К сожалению, саму Верколу толком посмотреть не удалось. Из-за снегопада выехали из Карпогор поздно: ждали, пока дорогу расчистят. Поэтому в Верколу попали уже в темноте. Но музей там замечательный, как и его сотрудники. И на могиле Фёдора Александровича, конечно, побывали.
    В общем, летом я в Верколу. Кто со мной?
Previous post Next post
Up