Есть те, кто ценит и хранит прошлое - свое ли личное или историческое. Есть те, кто сохраняет связь с ушедшими - временами, языками, народами, обычаями, культурами. Что ж, хранить и помнить нужно. Но не только прошлое. Будущее также нуждается в бережном хранении. И для этого есть такие, как мы, - хранители будущего. Мы оберегаем то, что еще не вылупилось на свет, мы охраняем грезы и сны событий, их неявленность миру, но при этом их потенциальную возможность явиться. Неявное, неощутимое, эфемерное полотно ткущейся реальности - вот наше поле… бездеятельности. Чтобы хранить прошлое, нужно оперировать объектами материального мира и совершать физические действия. Чтобы хранить будущее, его нужно созерцать, прислушиваться к нему, пока оно зарождается в животе у вселенной, наблюдать, все ли с ним хорошо, и стараться ничего не делать…
Вероятно, из вектора направленности человеческого интереса во времени вытекают и два географических вектора. Тем, кому интереснее истоки европейской цивилизации, ближе развитые и свершившиеся страны земного мира - такие, скажем, как Италия, Греция, Израиль. Тем же, кто ищет наблюдать и развиваться вместе с «детьми мира», путь прямиком лежит в Восточную Азию. Вьетнам - один из ярких примеров таких «детей» цивилизации. Как самостоятельное государство Вьетнам и появился-то всего ничего - в 70-х годах 20 века. А сейчас это целая страна-стройка, страна, которая вприпрыжку несется к своему развитию. По всей стране строятся дороги и отели, стремительно развивается индустрия туризма. Многие еще не говорят по-английски, но есть и те, кто говорит на нем бегло и свободно, а остальные пугаются и зовут детей-школьников, чтобы те говорили с белыми.
И так это замечательно - лететь на байке по пустынным, новым трассам, лететь вместе с этим строящимся миром и знать, что ему еще многое суждено узнать и многому научиться. Лететь и улыбаться, увидев очередные голые пятки, которые таксист-бездельник высунул в окно своей машины. Или когда одни и те же дети по нескольку раз проходят мимо тебя по улице и говорят «хелло», и ты отвечаешь им, сидя на своем маленьком красном пластмассовом стульчике и отвлекаясь от поедания загадочного супа фо, который надо есть одновременно ложкой и палочками, но ты так и не понял как именно.
Становится немного грустно, если подумать, что в следующий раз это может быть уже не та страна и не те еще не испорченные цивилизацией люди. Но пока что даже в туристических мекках встречаются бескорыстные миролюбивые продавщицы фруктов, которые живут в своем переулке, держат свой маленький магазинчик и любят всех людей мира, искренне любят, без разбора. И если приходит русский, который тычет русским пальцем в фрукт и по-русски спрашивает: «Это че такое? И скока стоит? А жрать его можно щас или оно еще незрелое?», то она по-русски пытается ему ответить, и вот клянусь, ну нет в ней ни намека на негодование, недовольство, осуждение. Пьяные поляки орут, что они «хейт раша», она улыбается и им. Англоязычным она на английском объясняет, с чем у нее печеньки, потом дает русскому ребенку воды, улыбается, снова идет к полякам. Удивительная толерантность, удивительная. А нам было очень стыдно за наших соотечественников, которые даже не пытались говорить на других языках. Некоторые русские ходили в футболках и толстовках с надписью «СССР». Наверное, в этой стране принято любить свою страну и не любить все остальные. Нам даже стало страшно возвращаться в эту страну. Во-первых, это такая страна, где даже стюардесса в самолете вместо улыбчивого «хелло» говорит серьезное «здравствуйте». Во-вторых, нам сразу же зачитали уголовный кодекс, что, мол, нас посадят, если мы будем курить в туалете и бухать бухло из дьютифри. Мне опять стало стыдно за русских, потому что в самолете летели и иностранцы, и им тоже переводили наш кодекс. Что подумают люди про этих диких русских, которых остановить может только тюрьма?
В общем, лучше вспоминать теплое и открытое сердце Вьетнама. И даже наши содранные во время падения с мотоцикла коленки и локти кажутся нам счастьем, и облезающие чешущиеся спины напоминают о том дне, когда мы обгорели, разговаривая и танцуя с рыбками во время снорклинга по трем островам. И хочется пожелать этому нарождающемуся миру не терять той душевной гармонии, в которой он пребывает сейчас!