Адмирал Амелько об обстоятельствах принятия решения о строительстве советского атомного авианосца

Feb 18, 2020 08:04




Из его мемуаров

Еще в 1976 году в Ленинграде был создан проект атомного авианосца, который был представлен в ЦК КПСС. Лишь через два года вышло наконец-то решение ЦК КПСС, в котором указывалось: «...В связи с большой стоимостью (около 4 млрд рублей по ценам того времени) и неясностью предназначения все работы по созданию такого корабля прекратить». Я не знаю авторов этого разумного решения, но оно свидетельствует о том, что в нашем высшем партийном органе были и здравомыслящие люди. Хотя такое решение весьма огорчило Устинова и Горшкова, которые продолжили работы по перепроектированию. Появился исправленный проект корабля, на сей раз водоизмещением [138] около 72 тысяч тонн с атомной энергетической установкой, катапультным взлетом 36 боевых самолетов, а всего около 60 летательных аппаратов, в том числе 16 вертолетов противолодочной обороны.

Новый проект обсуждался на коллегии. И маршал Огарков, и я, его заместитель, были противниками этого проекта. Негативно отнеслись к нему и другие заместители начальника Генштаба - В. И. Варенников, В. Я. Аболинс, А. И. Белов, начальник Главного политуправления СА и ВМФ А. А. Епишев и многие другие. Видимо, Д. Ф. Устинов почувствовал, что очень многие отрицательно относятся к проекту, и прекратил обсуждение.

Ежегодно аппарат заместителя министра обороны по вооружению составлял план поставок вооружения оборонной промышленностью на очередной год, в том числе и кораблей. Подписанный начальником Генерального штаба, этот план заместитель министра по вооружению передавал в канцелярию министра обороны, а затем он направлялся в ЦК КПСС на одобрение. В 1987 году маршал Огарков в представленном ему плане поставок на 1988 год обнаружил следующую запись: «Начать строительство атомного авианесущего корабля проекта 1143.7». Кто внес этот пункт в план, установить так и не удалось. Маршал Огарков приказал убрать этот пункт. В исправленном виде план был направлен министру обороны. Когда после одобрения в ЦК план вернули в Генштаб, мы вновь обнаружили там этот пункт. Уже после подписи маршала Огаркова был впечатан на другой пишущей машинке текст: «Начать строительство атомного авианесущего корабля проекта 1143.7 на Николаевском судостроительном заводе в 1988 году». Заместитель министра обороны по вооружению В. М. Шабанов уверял, что ему неведомо, кто и когда это сделал. Неизвестно это и до сих пор. По свидетельству адмирала Котова, бывшего заместителя Главнокомандующего ВМФ, допечатку, согласованную с Белоусовым, сделал Турунов по указанию Устинова.

http://militera.lib.ru/memo/russian/amelko_nn/08.html

То есть решение о строительстве российского атомного авианосца было принято вопреки возражениям большой группы военных. Целесообразность такого строительства в условиях огромного превосходства США в количестве авианосцев и достаточно замкнутого характера нашего основного ТВД (см пост ранее) спорна.

Сейчас же мы вернулись опять к этой точке - принятию решения о строительстве огромного атомного авианосца.

Если этот вопрос уже в эпоху огромной военной и экономической мощи Советского Союза вызывал споры, какое решение следует принять сейчас когда у России огромные бреши в организации обороны?

В войсках нет ни одного истребителя пятого поколения, когда у противника их сотни, нет ни одного танка нового поколения Армата, хотя уязвимость имеющихся танков ярко показала война в Сирии

Нужны ли нам огромные траты (как пишут 300-400 миллиардов рублей) на атомный авианосец, который по любому не сможет прорваться из северного ТВД?

Авианосцы, Флот

Previous post Next post
Up