tl1

Токовый усилитель для 4ГД-35

Jan 07, 2014 21:15

Наконец-то выкладываю схему и замеры своей активной открытой системы на базе 8АС-4 (по 2 динамика 4ГД-35 в колонке, открытый ящик). Начинал делать в 2009 году, с тех пор она в разных стадиях готовности и эксплуатируется, в основном в спальне.
Ноу хау системы представляет собой усилитель: LM3886 в инвертированном включении, в режиме ИТУН (источник тока, управляемый напряжением), сдвиг в сторону класса А, компенсация ОЯ, компенсация резонанса, ограничение КУс на ультразвуке (с помощью индуктивности в токовом датчике), фильтрация частот ниже рабочих. Особенностью 4ГД-35 является то, что спад отдачи на высоких частотах примерно пропорционален индуктивности звуковой катушки, а применение ИТУН позволяет это скомпенсировать и расширить полосу звучания вверх, при этом не возникает необходимости вводить подавление ВЧ, как на многих других динамиках при использовании ИТУН.
СЧ-ВЧ играет отменно (ВЧ заметно лучше многих АС с пищалками), низов для повседневного прослушивания тоже достаточно (полка от 100Гц благодаря компенсатору). Если нужно дискач, то биампом можно пришить какое-то НЧ-звено. Для адекватного комнатного прослушивания низов хватает, при этом они полностью лишены какой либо размазанности, гула или "стука по голове", характерых для малогабаритных закрытых АС.
Итак, за основу взяты обычные 8АС-4, в каждой колонке по 2 шт 4ГД35 в открытом ящике. Доработки динамиков: пропитка диффузором раствором хитозана в уксусе, пропитка для бумажных подвесов размягчающей пропиткой AIE, противомагниты, наклейка кусочков резины от камеры на корзины динамиков. Доработка ящиков минимальная: проклейка швов и старенький ватиново-войлочный коврик на стенки изнутри. Была цель сохранить аутентичный внешний вид и габариты.
Теперь к схеме (кликабельно):
Схема усилителя подойдёт для любого ОЯ или щита на 4ГД35 где-то 1-4 (может и больше) динамика на колонку в последовательном включении, единственное, что нужно будет подкорректировать под другой щит или ящик - это OB Compensation (номиналы можно подобрать в эмуляторе или в Edge, финальная коррекция на слух). Корректор на резонансе в любом случае может потребовать настройки под ваши динамики. Для ЗЯ, ПАС это место можно выкинуть, входной кондёр (С8) увеличить до 0.47..1 мФ, перенастроить или убрать корректор на резонансе.
На схеме не показана задержка включения динамиков после подключения питания, использована тривиальная на транзисторе и кондёре, примерно на секунду, иначе до набора на БП ~8 вольт и входа микросхемы в режим "хлопает" (это из-за Rqc, который "смещает усилитель в сторону класса А"). Если Rqc удалить, то задержку ставить не нужно, а также будет хорошая экономия электроэнергии и радиаторов. Ценой весьма "тонкого" изменения качества звучания.
R8/C7/R9 на схеме не объяснены, это опциональный дополнительный ФВЧ для ослабления частот ниже рабочих, для ЗЯ опять же можно выкинуть.
Ну и БП тоже не нарисован, там всё традиционно.
График частотки усилителя, построенный на модели, и может быть на чуть-чуть других номиналах, в любом случае применительно к реальным динамикам он не точный. Прицепляю, просто чтобы можно было понять идею:
Сегодня выпала возможность промернуть систему на скорую руку. Условия замера: жилая комната с диким хаосом. Колонки на полу. Замер примерно с 1 метра. При смене усилителей пришлось всё чуть подвигать с места на место. В процессе замера выяснилось, что резонанс за годы эксплуатации подразмазался и опустился герц на 10-15 (вероятно, это подстава со стороны пропитки), поэтому на НЧ вылезла итуновская загогулина. (Не знаю, буду это править или нет, или просто забью. Когда-то вообще-то была мысль сделать к ним саб от ~80-100 Гц. Для исправления надо добавить 33/16 нФ к ёмкостям в Twin-T фильтре.) А также, хотя одиночный динамик на корректоре имеет -8 дБ на 20 КГц, но два динамика уже имеют завал гораздо больший. Кстати, выше ~18 КГц графики должны быть чуть-чуть завалены, поскольку по техническим причинам пришлось в качестве источника подключить планшет и использовать 44 КГц оцифровку (она врёт в районе 20 КГц по сравнению со 192 КГц, которые я обычно использую). Мысленно докиньте туда 2 дБ :)
1. Обычный усилитель, ближнее поле одного из динамиков:

2. ИТУН+корректор, ближнее поле одного из динамиков:

3. Обычный усилитель, 1 метр, на полу:

4. ИТУН+корректор, 1 метр, на полу:

Звук отличается кардинально - без коррекции только голый вокал или рояль слушать, с коррекцией играют более-менее любую музыку и значительно лучше. По вкусу можно эквализовать вторым Twin-T горб в районе на 300 Гц и правильнее настроить Twin-T на резонансе, а для совсем хороших НЧ добавить активное НЧ-звено.
Обсуждение на Аудипортале.

diy, аудио

Previous post Next post
Up