Самообман в МЛМ

Feb 04, 2014 13:31

      
ЧАСТЬ 3. ПРИНЦИПЫ ЭКЗОРЦИЗМА МЛМ-ЗАВИСИМОСТИ.

Диагностика разновидности деформирующего мотивационного комплекса.

Различение разновидностей может оказаться полезным многим категориям людей. Сетевикам, рассматривающим возможность выхода из пирамиды. Сетевым бизнесменам - для оценки потенциала завербованного неофита, ведь срок службы сетевых зомби ограничен и они представляют определенную угрозу и для самой сети, разрушая ее реноме. Окружению пострадавших и разоряющихся от МЛМ людей. Всем прочим, кому важно оценить риски аргументации МЛМ для того или иного человека или снизить токсическое влияние МЛМ-фактора на общество.

Диагностика достаточно несложна, однако в ней важно точно определить именно сам лежащий в основании синдрома деформирующий комплекс, так как девиантное поведение сетевого зомби весьма многолико, пластично и служит только индикатором наличия деформации. Меж тем только взаимодействие с базовым комплексом может привести к психологической реабилитации.

И этот комплекс достаточно легко выявить по наличию окружающей его психологической защиты.
Наблюдаются три разновидности сверхценных идей: «За МОЙ! Продукт! МНЕ! Отдают! СОКРОВИЩА!» (Едуны), «Продукт это великий! Космический! Прорыв!» (Альхены), «Очень! Успешный! Человек! Я!» (Пузыри).

Проверить разновидность сверхценности достаточно просто, тем или иным способом поставив под сомнение ядро убеждения. Например: «Они тебе просто правды не говорят, на самом деле недовольны, понимают что ты их развел» (Едун); «Ученые доказали что это все мура» (Альхен); «В сетевом зарабатывают мелочевку, да и дело неуважаемое». Для первичной диагностики хватит и трех точных вопросов. При появлении эмоционально избыточной реакции можно выдвинуть несколько дополнительных поддерживающих тезис аргументов, усилив проявления неадекватности.

Первый важный момент - повышенная эмоциональная реакция может наблюдаться и у человека, не сформировавшего патологического мотивационного комплекса, а просто увлеченного (на что, кстати, и будут пробовать упирать МЛМ-манипуляторы, обсуждая данную статью). Поэтому вас интересует не сама повышенная эмоциональная реакция, а именно характерная для фрейдистской защиты: паралогичная, глухая к аргументации, сопровождающаяся персональной агрессией по отношению к вам и источнику аргументов, которые вы привели.

Человек, не имеющий патологического убеждения, будет реагировать, вменяемо обозначая собственное мнение и не черно-белое отношение к предмету, например «Ну, не всем это подходит, но по большей части…», или «Ну, конечно это только часть прорыва…», или «Ну, сетевой может и не супер, но как-то мне пошел…». Будет делать выводы на основе сравнения аргументации.

Человек же с патологическим убеждением, столкнувшись с противоречащим убеждению фактом, будет пытаться уничтожить его любой ценой, любыми способами и не признавая полутонов. «Это нравится всем», «Самое важное открытие человечества», «Сетевой маркетинг это профессия будущего». Следующий признак, проявление агрессии на источник: «Они врут», «Ученые дураки», «Все просто завидуют». Ну, и наконец, агрессия на вас в стиле «самдурак»: «На себя посмотри».
Такие яркие проявления делают диагностику простой, внятной и безошибочной.

Второй важный момент: защита обороняет патологическое убеждение, деформируя эмоциональную сферу. Поэтому при диагностике не стоит быть слишком настойчивым. Ведь агрессия, неприязнь, которые направляет запутавшееся бессознательное «сетевого зомби» на угрозу разрушения убеждения, неподконтрольна человеку. И самый простой для него путь уберечь убеждение - это дистанцироваться от вас. Что не в ваших интересах, если вы планируете в дальнейшем как-то помочь человеку выбраться из ловушки.
Впрочем, если вы в этом не заинтересованы, достаточно просто эмоционально усилить аргументацию, сделав ее категоричнее, и «зомби», устроив безобразную сцену с обвинениями, уйдет из вашей жизни надолго, если не навсегда.
Это нужно учитывать при дальнейшем проведении реабилитирующей терапии.

Терапия и профилактика

Самая распространенная ошибка, которую совершают окружающие, по добросердечию или просто из родственных чувств пытаясь вытащить «сетевого зомби» из мотивационной паутины МЛМ, это аргументированный, дотошный и настойчивый штурм патологического убеждения «в лоб».
Благодаря бессознательной защите сверхценной идеи это имеет обратный эффект, тем более мощный, чем надежнее ваша аргументация - и разрушает ваш контакт с «пациентом», укрепляя его уверенность в собственной правоте.
Вторая ошибка, усугубляющая предыдущую, это попытка донести весь объем аргументации за один прием, как будто имеешь дело с адекватным человеком. Это также контрпродуктивно, так как девиантное поведение обычно обусловлено мощным патологическим комплексом, и для его разрушения нескольких слов не хватит. Нужно понимать, что действующих мгновенно волшебных слов здесь не существует, успеха можно добиться только последовательными усилиями, а сама реабилитация занимает в лучшем случае месяцы.
Залог успеха терапии состоит в том, чтобы помочь деформирующему мотивационному комплексу найти свое прямое удовлетворение. Прямое - это означает разрушение патологической связи между бессознательным желанием и контекстом МЛМ, с которым он противоправно замкнут. То есть дать понять человеку, как получить сокровища, или как поучаствовать в чем-то еще более значимом, или как повысить свою самооценку - не прибегая к МЛМ. И не выходя на прямой конфликт с его патологическим убеждением.
В этом случае сам процесс мышления и поведения человека начинает приводить к удовлетворению эмоциональной доминанты, и она постепенно теряет силу, утрачивает защиту, начинает восприниматься критично и постепенно реализуется в социально приемлемом и адекватном поведении. Человек выходит из зависимости. Хотя, конечно, и тут присутствуют некоторые сложности.
Поскольку при этом нельзя выходить на противостояние комплексу «лоб в лоб», то прямая аргументация оказывается вообще затруднена, и само название комплекса по имени противопоказано. Аргументация должна идти не в разрез, а в соответствии с комплексом, аккуратно подсказывая «зомби» способы более прямой реализации его стремлений. При этом данные способы должны в итоге приводить мысли «зомби» в ситуацию, когда он может получить удовлетворение стремления без участия МЛМ, а лучше способом, постепенно входящими в противоречие с этой гипермотивирующей торговой пирамидой.
Проще всего с Альхеном: поскольку он провозглашает господство идеи, открытия, социальной пользы, то он с охотой прислушается к другим открытиям и возможностям в той же области, и ему приятно будет узнавать о них. Главное не концентрировать его внимание на том факте, что новые знания значительно шире, чем легенда его торговой системы, и постепенно размывают ее паралогию. Если вы сумели помочь ему при этом расширить сферу своей деятельности, например, взять аналогичные продукты других сетей, чтобы приносить еще больше пользы, или добавить туда несетевые составляющие, то эта дорога через некоторое время освободит его от влияния тускнеющих чар МЛМ.
Сложнее с Пузырем, так как процесс выхода требует больше организационных усилий. Мотивационно достаточно аргументированно показать ему, что его ценят и уважают как личность недостаточно, потому что он способен на большее. Если при этом вы помогаете ему найти оргвозможность достичь неконкурентной ситуации, например, стать единственным специалистом на какой-то фирме или даже собственником своего бизнеса, то он достаточно быстро утратит ощущение сверхценности именно сетевого вовлечения и переключится на менее деструктивную для себя область.

К сожалению, Пузыри часто являются жертвами использующих их Едунов, которые захватывают фокус их самооценки, поэтому влияние Едунов (если оно есть) необходимо учитывать дополнительно и разрабатывать соответствующие схемы, когда предлагаемый Пузырю источник оценки его личности дает более значительную обратную связь, чем Едун.
Наиболее сложно дело обстоит с Едунами. С одной стороны, Едун лишен этики и беспредельно продажен, поэтому мгновенно и безоглядно переключится на любую более кормную область. С другой - ответственности ни за что не принимает, ненадежен, фальшив, а деньги для таких «работничков» в открытом доступе не валяются. То есть понятно, что можно сделать - но технически трудно. Однако спасает то, что алчность в ряде случаев является эмоцией, обостряющейся ситуационно. Уходит провокация со стороны ситуации - уходит и острота стремления. В этом случае можно использовать тактику «от противного», сочувственно внушая Едуну, что он мало получает, что люди могли бы купить больше, что он недополучает с каждого, что система вознаграждений в сетевой компании несправедлива по отношению к нему, и так далее. В этой ситуации он быстрее перенапрягает свою сеть, люди разочаровываются и уходят, прибыли падают, что воспринимается им как неудача, на фоне которой алчность снижает свою остроту и Едун возвращает себе адекватность.
И, разумеется, совсем сложно, если у человека присутствует несколько или даже все три деформирующих. Такие люди и без млм не отличаются адекватностью, реабилитируются крайне сложно, и, может быть, в этом случае лучшим доктором будет являться время.
Все три категории «сетевых зомби» после выхода из зависимости становятся, как правило, иммунными к вербовке в сети, и в дальнейшем испытывают к МЛМ стойкий негатив, понимая всю глубину манипуляции, которой они подверглись при вербовке и после вербовки в них.
Относительно профилактики можно сказать, что заблаговременно делая понятными способы «безмлмного» достижения бессознательных стремлений всех трех мотивационных разновидностей, в сочетании с информированием о цели и способах вовлечения в млм, вероятность манипуляционной интервенции млм-вербовки в семью может быть снижена вплоть до нуля.

Заключение.
Вопрос психической зависимости в современном мире приобретает очень большую значимость, которая только растет. Не в последнюю очередь благодаря развитию пиар- и маркетинговых технологий. В этом отношении МЛМ-структуры являются одним из весьма распространенных факторов угроз.
Эти торговые системы, в особенности торгующие БАДами, искусственно создают преувеличенные легенды о своем товаре и используют манипулятивные технологии вербовки и поддержки работы сети дистрибьютеров. Что приводит в ряде случаев к негативным психическим последствием в виде зависимости и нарушения социальной адекватности поведения.
Автору представляется, что именно методы вербовки дистрибьютеров в МЛМ наносят непропорционально большой ущерб людям, затаскиваемым туда манипулятивными технологиями вербовки, неэтичны и приносят значительный социальный вред как фактор психологической угрозы - выходя далеко за рамки маркетинга, как явления. Что, в конечном счете, должно бы заинтересовать добросовестного законодателя.
Данная статья содержит анализ и подходы, позволяющие более глубоко понимать причины возникновения психологической млм-зависимости, механизмы формирования патологических убеждений и намечает основы некоторых диагностических и терапевтических тактик.
Автор надеется, что этот материал поможет читателю избежать негативного влияния млм-вербовочного механизма и снизит потенциальную угрозу манипулятивной составляющей сетевых технологий вовлечения для их близких.

Автор также надеется, что материал поможет читателю понимать «источник флера» МЛМ-структур и успешно противостоять вербовке. В конечном счете, торговля это куда более прозаическое дело, чем многие другие профессиональные области, например, образование, наука, бизнес, производство, IT-сфера, где дистрибьютеры, увы, неутомимо ищут себе клиентуру.

А МЛМ - какой бы легендой не прикрывалась, все же в своей основе есть банальная торговля «на разнос» со всеми торговыми плюсами и минусами, и это стоит понимать.

Previous post Next post
Up