Спектакль на ОТИМК

Apr 25, 2011 15:25

Я всё время пишу. Не ради кого-то, а ради того, что вернее не знаю способа ставить всё на свои места и только в блокнотах, тетрадях и вордовских файлах довожу до конца мысли и ставлю точки. Может быть, искренне раскрываться перед читателями, из которых человека 3 примерно понимают о чем я, собственно, распинаюсь, довольно странно, но всё-таки необходимо для меня.
Отыграли спектакль в школе. Месяц я репетировала со всеми. Кто-то читал очень тихо, кто-то слишком хмурился, переживал о своём.
Когда-то я думала, что запомню свои школьные мысли досконально, чтобы, если будет необходимо, понять потом тех, кто будет на моём месте.
Как-то так происходит, что ты оказываешься старше и угол зрения неизбежно смещается (и как это не банально, но эти перемены, конечно, не кажутся ожидаемыми, а принимаемые здесь и сейчас решения естественно выглядят единственно верными).
В одиннадцатом классе кажется, что ты многого не достоин. Где-то там, в приёмных комиссиях сидят странные люди, чья система ценностей не очевидна и непривычна, а у тебя есть год, чтобы случайно её угадать и выиграть лотерею. Нельзя оказаться хуже других и всё время хочется оправдать чьи-то надежды. Как будто, если ты получишь миллион троек в аттестате, это как-то отразится на твоей дальнейшей жизни. Чьё-то нерасположение и слёзы в туалете над самым-самым главным. На столько главным, что потом причина переживаний вдруг окажется абсолютно нереконструируема.
Школьный девиз: «нет слова хочу, есть слово надо». После школы никто не знает, что тебе надо и оценки ставишь себе сам, но к этому привыкаешь не сразу.
Мне бы хотелось, чтобы те, кто вчера были на сцене, как можно быстрее поняли, что каждый по-своему красив и прекрасен, стоит только оставить привычку сравнивать. И я думаю, это случиться.

Мне жаль, что в школу больше не надо идти помогать и гадать получится у нас или нет, сошлось или чего-то не хватает.
Как оказалось, во время нашего первого показа, спектакль не по-школьному много для меня значил, не говоря уже о том, сколько он значил для Владимира Владиславовича. В пятницу, когда вырубился звук и видео, и включился резкий свет, неожиданно мы будто разглядели зал, не буквально, а как-то краем сознания. Там сидели обычные люди, учителя после работы, ученики младших классов, знакомые, друзья. Они пришли на школьный спектакль, готовые принять нас любых, ничего особенно не ждали, для них это было как бы не вполне искусством, а баловством, а для нас каждая секунда имела смысл, каждый вздох и выдох. Казалось, что если что-то будет не так, мы не донесем мысль, сотрем впечатление… Только так и нужно подходить к делу. Я не помню, когда меня последний раз так трясло. Даже на своём выпускном спектакле не было и сотой доли этого напряжения.
В первую очередь этот огромный контраст между нашими переживаниями и переживаниями публики абсолютно шокировал. Я думаю, если бы спектакль значил бы для нас меньше - мы могли бы сказать: «минутку, маленькая техническия неполадка, сейчас всё будет!». Нас бы спокойно подождали. Или без видео тоже нормально - финал будто ничего не теряет… но после этого, на следующих показах, ВВ начал говорить зрителям длинные речи, о том, что смотреть спектакль это работа и т.д. и т.п., даже как-то обижая их чем-то вроде нравоучений. Из-за этого разрыва, наверное.

Это не было формальностью и шуткой. По-началу даже не было уделено никакого внимания деталям вроде реквизита, речи (а я так ведусь на внешнее! Прежде всего всегда смотрю на декорацию, потом уже думаю над смыслом).
Владимир Владиславович абсолютно верил в необходимость и правду каждого произнесенного слова. Оказалось, что только это и вызывает уважение и придаёт всему смысл - сознание того, что всё, что мы делаем важно на столько, что вызывает такое сосредоточение, что выходит из строя техника.
Самое главное знать, о чем ты хочешь сказать и почему. Выстрадать свою идею, тогда всё обретает смысл, но на это мало кто способен. И в дальнейшем, во многом, не хватает не чего-нибудь там, а именно осознанного и ответственного отношения.
Думаю, выпускники мало понимали, о чем они читают, почему такие стихи, а не другие, или понимали головой, но дело, как я теперь думаю, не в этом, а в том, что пример этого осознанного отношения был дан. И это главное. Это, пожалуй, и есть то, ради чего я так охотно согласилась участвовать в этой затее, и вообще прихожу в школу.
Previous post Next post
Up