Оригинал взят у
kata_rasen в
Ях. Три страницы перевода.
Термин «Гуру» в наши дни часто понимают неправильно. Это понятие является производным от древнего санскритского термина кальяна-митра. Кальяна означает добродетельный, благой, а митра - друг. Вместе эти слова указывали на человека, являющегося «благим другом». Связывая себя с таким человеком, можно развить духовные качества, которые никак нельзя обрести другим путём. К прочим дружеским отношениям, возникающим на духовном пути, этот термин не применяли. Постарайтесь правильно использовать слово «Гуру».
Нужно понимать, в какой момент мастер действительно становится нашим Гуру, и что даёт ему право так называться. Я замечал (вы, может быть, тоже замечали), как люди сейчас ходят на различных мастеров, а потом обсуждают их достоинства и решают, которого из них они бы хотели выбрать своим Гуру. Это совершенно неправильно! Мы не можем выбрать кого-то на роль Гуру, всего лишь проникнувшись личностью или харизмой этого человека, а то и просто из-за его репутации. За таким выбором не стоит ничего, кроме эмоций. Эти критерии слишком поверхностны, чтобы быть основой для долговременных отношений. Конечно, для новичков, которым не хватает знаний и руководства, очень естественно начинать свой поиск Гуру с рассмотрения таких внешних и незначительных качеств. Но чтобы выяснить, каковы сущностные качества Гуру, нам нужно опереться на писания. Важно, для начала, указать на то, что термин Гуру не является общебуддийским. Он часто используется в индуизме, но в буддизме он употребителен только в контексте тантры и фигурирует лишь в эзотерических учениях. Человек, давший вам Прибежище, не становится вашим Гуру. То же самое касается человека, который стрижёт вас в монахи. Тот, кто дал вам обеты Бодхисаттвы, - это тоже не Гуру. Все эти наборы обетов не имеют отношения к Ваджраяне и эзотерическим учениям. Даже если человек учил вас на многочисленных семинарах и сессиях медитации, всё равно он не Гуру. Это учитель, возможно даже духовный друг. Если говорить об этимологии, то слово Гуру напрямую происходит от санскритского слова Гухьяручита. Слово гухья ознчает тайну, а ручита - держателя. Так что целиком это слово можно перевести как «держатель тайного знания». Человек не может быть нашим Гуру, пока он не передаст нам предписанным образом тайного знания.
На этом месте я бы хотел поговорить о причинах, по которым нам необходим Гуру. Даже в обыденной жизни существует множество вещей, которым нам приходится учиться у других. Когда мы отправляемся на поиски просветления, то ищем тайного знания не только для собственного блага, но и для блага других. Значит мы должны найти учителя, обладающего высочайшими достоинствами. Ведь даже когда дело касается совершенно мирских вещей, мы очень заботимся о должной квалификации. Например, когда нам текущие трубы надо починить, мы ищем не кого попало, а профессионального сантехника. Но многие люди, похоже, совершенно не думают об этом, когда выбирают Гуру. Часто их решение основывается только на репутации учителя или на его способности собирать толпы. Это вовсе не значит, что не нужно ходить на учения к популярным учителям. Мы сейчас только о роли Гуру говорим. Если человек следует своему Гуру, то в силу этого он получает духовную практику, духовное знание и духовные реализации. Когда мы пытаемся почерпнуть знаний и техник из книг, то можем оказаться не готовы к тем переживаниям, с которыми в результате столкнёмся. Многие ученики оказываются в растерянности из-за того, что их Гуру живёт на другом конце мира, и они его редко видят. У них не может развиться близких отношений. Всё, что есть, - это поверхностная эмоциональная связь или, если хотите, договорённость. Нет той близости, которая позволяет перенять детальное знание практик и медитативных переживаний.
Если вы получили определённый опыт, и не можете поговорить об этом с учителем, которого считаете своим Гуру, то это негодные обстоятельства для отношений учителя и ученика. Опасность поиска Гуру состоит в соблазне найти кого-то известного и высокопоставленного. Последователи такого Гуру могут, конечно, ощущать себя частью чего-то важного, но получают они от этого не очень много, потому что доступ к Гуру для них затруднён. Гуру настолько далёк, что от него даже основам не научишься. Сказано, что учитель должен быть легко доступен; что это должен быть кто-то, с кем что угодно можно делать вместе, а не только духовные вещи. Это должна быть многолетняя дружба. Мы сейчас говорим о мастере, который помогает, вдохновляет и направляет, а не наоборот. Человек, который не помогает ученику, - это не Гуру. Человек, который перестал вдохновлять, - это не Гуру. Человек, который недоступен, - это не Гуру. Он не должен быть просто объектом, не должен быть всего лишь идолом. Он должен быть квалифицированным мастером. Он сам должен был быть глубоко преданным учеником в течение некоторого периода времени. Должны быть достоверные свидетельства тому, что он был учеником живого мастера. Он должен хранить видение своего собственного мастера как Гуру и неустанно следовать его примеру.
Когда кто-то полагается исключительно на нечеловеческое руководство, в этом кроется опасность. Бывает, люди говорят, что получили прямую передачу от какого-то мистического существа. Но пока отношения ограничиваются чисто мистическим уровнем, пока ученик не может вступить в межчеловеческое взаимодействие, у него не развивается тех почтения и смирения, которые ученик должен демонстрировать. У таких людей нет опыта ученичества у учителя-человека. А столкнуться со слабостями Гуру так же важно, как и с его духовными качествами. Мы должны уметь находить золотое кольцо в куче навоза. Смысл в том, чтобы быть способным ценить и золото, и сопутствующий ему навоз, а не только одно золото. Тот, кто имеет дело только с золотом, не сможет вступить в глубокие отношения. И устойчивыми они тоже не будут. Гуру так и останется внешним, тогда как на самом деле мы нуждаемся в том, чтобы развить в себе внутреннего Гуру. Собственно, это и происходит, когда мы вырастаем. Но для этого нам необходим особый человек, который служил бы нам моделью и направлял наше движение. Нам нужна эта помощь, чтобы в нас смогла проявиться пока ещё скрытая внутренняя духовная сущность - гораздо более разумная, чем наша привычная личность. Когда мы выстраиваем истинные ученические отношения, Гуру вдохновляет нас на развитие внутреннего Гуру. И мы обнаруживаем, что голос этого внутреннего Гуру не отличается от голоса внешнего.
Часто что-то внутри нас знает, как нам следует поступить, но мы не прислушиваемся к тому, что говорит нам этот тихий внутренний голос. Это значит, что мы ещё не полностью восприняли влияние внешнего Гуру. До тех пор, пока мы не будем способны слушать своё сердце и совершать истинно зрелые действия, мы будем нуждаться в присутствии внешнего Гуру. Внешний Гуру играет очень важную роль. Но он не спаситель. Он не освобождает нас. Мы должны научиться сами себя спасать. А иначе мы могли бы ожидать, что Гуру всё будет делать за нас. То есть мы молимся - он действует. Это очень сродни вере во всемогущего бога. Качества Гуру приведены в текстах. Это очень длинный список, и многие из его пунктов могут не нести для нас никакого особенного смысла, будучи чисто техническими.
Первое, что нам нужно сделать, - это признать, что мы нуждаемся в духовном наставнике, так же, как нуждаемся, например, в учителе музыки, если хотим научиться играть на фортепьяно. Сказано, что когда чувство духовной нужды станет достаточно сильным, учитель проявится. А если наше желание недостаточно сильно, то даже находись мы рядом с великим учителем, мы не поверим, что нуждаемся в нём. Чувствуя сильную нужду, мы начинаем сожалеть о том, как растрачивали свою жизнь в прошлом. Мы жалеем о том, что не начали учиться гораздо раньше. Мы чувствуем внутри себя пустоту. Мы чувствуем, что годами шли в неверном направлении, и теперь нужен кто-то, кто заново научит нас ходить. И до тех пор, пока у нас не будет такой жажды, учитель не проявится как учитель. Некоторые люди переходят от Гуру к Гуру. У них никогда не бывает чувства сильной нужды, поэтому они не выстраивают правильных отношений.
Сам учитель тоже привержен какому-то Гуру. Это важно запомнить. Он не является кем-то, кто собирается нас освободить. Люди иногда выражают сожаление, что им не довелось встретиться с Буддой в то время, когда он приходил. Но мы должны помнить, что с Буддой тогда сталкивалось очень много людей, однако лишь немногие обладали кармическими условиями для того, чтобы достичь освобождения или хотя бы стать его учениками! Многие были о Будде весьма невысокого мнения, включая членов его собственной семьи. За уход из семьи его широко критиковали. Люди не могли увидеть в нём того, кто освободит мир. Я упоминаю об этом, чтобы подчеркнуть тот факт, что Гуру никогда не проявляет бесчисленных достоинств, которые каждому были бы приятны. Если мы этого не запомним, то будем порождать необоснованные ожидания, а когда мы разочаруемся, то упадём с большой высоты и больно ушибёмся.
Ну разве ж лама Чодак не прекрасен?
***
НБВЖС: Ях.