Васи́лий Па́влович Аксёнов (20 августа 1932, Казань - 6 июля 2009, Москва) - русский писатель (кинодраматург, сценарист).
С ужасом для себя обнаружил, что умер великий (на мой взгляд) писатель Василий Аксенов. Его произведения "Остров Крым", "Апельсины из Марокко", блистательный "Скажи "изюм" я всегда считал верхом публицистического слова. Врач по образованию, журналист и писатель по призванию, он поражал силой своего слога и ясностью мысли.
Его произведения всегда приятно читать, они заставляют думать и открывая то, что часто прячется между строк Аксенова, тонешь в омуте глубочайшего смысла и трагедии государства которого не было.
Аксенов всегда скользил по лезвию истины, скрываясь за вуалью своего воображения. Нет ничего более реального, чем фантастика Аксенова. Страшная реальность советского времени, постоянные гонения и угнетения закалили его перо, предоставили ему простор для выражения своих чувств. Но нет в его произведения сопливости и декаденщины, Аксенов не уподобляется Солженицыну, не ищет себе званий и наград, он все же верен России но выслан из СССР. Аксенов не стремится учить жизни, он учит нас выживать, в стране где живущие обречены на выживание. Сравнение с Солженицыным хоть и немыслимо но все же приходит на ум, творчество Аксенова в своей простоте и тончайшей прозаичности нельзя ставить в один ряд с автором «Гулага» угрюмым, не прошибаемо твердолобым. Это безусловно мое субъективное мнение, но все написанное Солженицыным неоправданно возвеличено и только из политических соображений этот человек нобелевский лауреат.
Аксенов всегда был вне политики вскрывая всю поднаготную окружающей реальности, своей мыслью как хирургическим скальпелем он был нелюбим и непризнан вождями всех времен и мастей.
В 2004 году он публикует в журнале «Октябрь» роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки», за который удостаивается Букеровской премии России.
Из интервью с Василием Аксеновым
"Чайка" #8(8) от 16 августа 2001 г."...Я как писатель ни к каким партиям не принадлежу. Я считаю себя полным анархистом, и я нахожусь весь во власти художественной метафоры. Когда я пишу роман, то я не считаюсь ни с чем, и свойственные мне гротеск, ироническая интонация, они меня отталкивают от массового, общепринятого ощущения мира и, наоборот, ставят меня в некую позицию одиночества, чему я очень рад.
Что касается моего места в современном литературном процессе России, то оно, конечно изменилось. Я на эту тему много сейчас там говорил, и я там выдвинул мысль, что пора властителей дум завершилась, что писатель не должен быть властителем дум, это там вызвало шум. Кем же тогда должен быть писатель? Я считаю, что писатель должен быть не властителем дум, а как бы распрягателем дум, высвободителем дум, то есть давать возможность своим читателям стать соавторами, согероями своих книг".
"...Когда я был в прошлом году в Москве на Пен-клубе и там витийствовал Гюнтер Грасс и высказывал все эти стандартные точки зрения, я стал ему противоречить и обнаружил, что масса людей разделяют мою точку зрения, просто не решаются сформулировать ее. Это - наш российский вариант политической корректности".