СВЯТОСЛАВ ХОРОБРЫЙ (73)

Nov 15, 2024 18:19





Великий князь Святослав - символ идеального князя-полководца, соединяющего в себе качества целой эпохи славяно-русской древности, которую принято называть "языческой". Подобно тому, как Иван Грозный символизирует православное царство, Екатерина Великая - просвещённую монархию, Сталин - коммунистическую империю, Святослав Игоревич - символизирует языческий мир, его архетипы, законы и ценности.

Сколь ни мудра была Ольга, а сына ей крестить так и не удалось. "Как мне одному принять иную веру?" - отвечая на уговоры молодой князь. - "Ведь дружина моя станет насмехаться", поскольку для язычников христианство было «юродством». Святославу любы были древние законы воинской чести, клятвы на мече, и не было ему равных в смелости и доблести.

Князь Святослав Игоревич, прозванный Хоробрым, был продолжателем северной традиции, с достоинством ответившим на вызовы своего времени.  Он стал символом могущественного вождя-полководца, соединяющего в себе качества целой эпохи славяно-русской древности.



Святослав Игоревич (942 - март 972), сначала воспитывался в Новгороде варяжским полководцем Свенельдом, а потом - правил в Киеве. Князь-язычник любил войны и находился в постоянных походах. Согласно «Повести временных лет» в 964 году Святослав прошел через земли вятичей на Оке, покорил волжских Булгар и напал на Хазарию, блокировавшую водный путь по Волге в Каспийское море. Победив хазар, он взял в 965 году их столицу Итиль и Белую Вежу (Саркел) на Дону. На юге Святослав подчинил своей власти Тмутаракань (Кубань), а на востоке - Семендер (в Дагестане). Хронология военных действий обсуждается историками, поскольку данные летописей недостаточны для точных выводов.

В последние годы подвиги Святослава часто вспоминают в связи с его победой над Хазарским каганатом. При этом акцент делается на борьбу князя-язычника с правителями каганата, принявшими иудаизм. Действительно, такая борьба была одной из целей великого полководца руссов. Однако, его стратегия в целом не сводилась к анти-иудейскому аспекту. Вообще, победоносный поход против Хазарского каганата не был центральным эпизодом в героической жизни Святослава. В летописи ему уделён один небольшой абзац. Зато с большими подробностями в «Повести Временных лет», а также греческих и болгарских источниках описана длительная военная кампания русского князя против Византийской империи. Это не случайность, и не совпадение, а логическое продолжение изначальной военно-политической стратегии славяно-русов, начавшейся с завоевания Балканского полуострова в V веке и завершившейся крещением Руси в Х веке.

Чтобы понять всю сложность и драматичность исторической реальности, в которой действовал Святослав, мало цитировать христианские летописи, которые часто противоречат друг другу. Недостаточно ориентироваться на историческую литературу, ибо она сплошь и рядом идеологизирована и субъективна. Необходимо рассмотреть эпоху как таковую, всю совокупность жизненных обстоятельств и причин, которые заставили киевского князя действовать так, а не иначе. Иными словами, надо понять логику событий, а не следовать тому или иному мнению современников или комментаторов.

Поэтому, ещё раз, окинем взором славянский мир накануне интересующих нас событий. VI - VII века, без всякого преувеличения, стали началом эпохи мощной экспансии славян на юг и восток Евразии. Имея прочные тылы в северной Славии, у берегов Варяжского моря и в междуречье Лабы и Вислы, в Карпатах и Восточных Альпах, в древнем Киеве и Новгороде (с предшествовавшем ему Словенском), родственные племена под названиями: вендов, антов, словен, руссов, тиверцев, скифов направили свои силы на новые завоевательные войны. Соперников и явных противников было более чем достаточно. На юге - это была Византия, мировая держава, претендовавшая на наследие Римской империи. На востоке - авары, хазары и кочевые племена: от болгар и угров до печенегов и половцев. Азиатские племена представляли собой опасность постольку, поскольку они угрожали славянам в военном отношении, а вот Византия, чьё влияние распространялось на всё Средиземноморье и Причерноморье, чья развитая культура и дипломатия претендовала на господство, была конкурентом номер один. Недаром легендарные походы на Царьград, начавшиеся еще в скифскую эпоху, стали закономерным явлением в военной истории руссов. Да и само древнерусское государство формируется на великом водном пути «из варяг в греки». На страницах христианских хроник русы появляются впервые как неведомые варвары, посягнувшие на покой и величие Византийской империи.

Одной из главных геополитических задач Руси была защита речных и морских торговых путей, пролегавших тогда через Днепр, Волгу, Дон, Кубань и западный регион Понта Эвксинского, получившего название Русского моря. Киев возник на высоком берегу Днепра, где была хазарская крепость Самбатас, а остальные из упомянутых рек в IX веке тоже были в зоне интересов каганов. Столица Хазарского каганата Итиль находилась в устье Волги, на перекрестке торговых путей: из Европы в Индию и из Средиземноморья в Китай (так называемый “Шелковый путь”). Это позволило хазарам контролировать торговлю в стратегически важном центре Евразии, и, естественно, обогащаться за счет сбора дани. Постепенно сформировался влиятельный клан, который контролировали иудеи. “Хазаре и царь их - все евреи. Славяне и все соседствующие народы находятся в его власти, он обращается с ними, как со слугами, и они повинуются ему покорно”, - свидетельствует Ибн-Фадлан в своих записках 922 года.

Царь Иосиф сообщил своим единоверцам сефардам подробные данные о происхождении и географии Хазарского каганата, перечислил все владения, с которых он собирал дань. Среди них Иосиф упомянул Русов, которых он особо выделил. “Я живу у входа в реку (Волгу) и не пускаю Русов, прибывающих на кораблях, проникать к ним (исмаильтянам). Точно также я не пускаю врагов их, приходящих сухим путем, проникать в их страну, - пишет хазарский каган. - Я веду с ними упорную войну. Если бы я их оставил (в покое), они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада”.

Поскольку лобовая атака относительно небольших по численности русских дружин против многочисленных кочевников с хорошо вооруженной конницей и развитой системой крепостей была крайне рискованной, князь Святослав предпринял обходной маневр - наступление на Хазарский каганат не с укрепленного запада, а с севера и юго-востока, то есть, с тыла.  Подчинив своей воле союзные племена вятичей, которых он освободил от уплаты дани хазарам, Святослав в 965 году со войском порядка 10-12 тысяч человек стремительно прошёл через земли восточных булгар и разбил их столицу на Волге.

Затем воевода спустился вниз к Каспийскому (Хвалынскому) морю и, послав противнику свое обычное предупреждение: «Иду на вы!», разгромил главный оплот каганата - крепость Итиль в устье Волги. Другим важным форпостом хазар была крепость Саркел (Белая Вежа) на Дону. Её русский князь атаковал также неожиданно с тыла, предварительно совершив обходной маневр через Северный Кавказ. Завоевание главных опорных пунктов хазар на Волге и Дону позволило россам создать собственную колонию в устье Кубани, где на месте древней Таматархи вскоре возникло княжество Тмутараканское.

Жители Северного Причерноморья были рады обрести в лице северного князя нового союзника. Как свидетельствует "Записка готского топарха" /правителя/, собрав вече, "они решили заключить с ним мир и передаться ему". Таврида, таким образом, оказалась в сфере влияния русских князей.

Захватив стратегически важные порты Азовского моря, русичи стали контролировать проходившие через них торговые пути. Они унаследовали от византийцев и хазар также структуру экономики, где важное место занимало сельское хозяйство, в том числе виноделие. Археология подтверждает следы пребывания дружины Святослава в Тмутаракани. Там была обнаружена каменная форма для отливки металлических декоративных бляшек для поясов, которые носили русские воины в X веке.

После того, как Святослав в X веке сжег хазарские постройки в Таматархе, оставив только оборонительную стену, в городе исчезает хазарская керамика и доминируют мелкие обломки древнерусской керамики.

Этот завоёванный островок в море хазарских степей требовал не просто тактической обороны, а новой стратегии в районе Сурожского и Русского морей. А их веками контролировала Византия, с помощью силы, дипломатии и хитрости стравливавшая одних соперников с другими. Выступать открыто против мощи христианской империи было недальновидно, не только в военном отношении, но и из-за новой религиозной ситуации, которая началась складываться на Руси после первого опыта крещения.

Сын святой княгини Ольги, не приняв христианство по существу, из тактических соображений выставлял себя как союзника Византии. Фактически же он бросил ей вызов, защищая славянские земли на Балканах и в Прикарпатье. Стратегическая цель русского князя состояла в создании нового центра силы в бассейне нижнего Дуная.

Именно в этом контексте следует понимать знаменитую фразу Святослава, сказанную матери перед её смертью накануне очередного военного похода: «Не любо ми есть в Киеве быти, хочу жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: от Грекъ злато, поволоки, вина, овощеве различныя, из Чех же, из Угор - сребро и комони, из Руси же - скора и воск, мёд и челядь».

Считается, что дипломатическое влияние на Святослава оказал знатный вельможа Калокир из Корсуня (Херсонеса), который убедил князя начать войну против Болгарии. Однако в целом можно говорить о своеобразной славянской реконкисте, направленной против аваров, волохов и угров (мадьяр) некогда завоевавших исконные, живописные и плодородные земли славян в долинах Дуная и его притоков. Эта освободительная война позволила Святославу найти стратегических союзников в лице тиверцев и уличей, скифов и болгар, части угров и печенегов.

ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ «СВЯТОСЛАВ ХОРОБРЫЙ» ИЗ КНИГИ ТУЛАЕВА П.В. «РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С. 285-291). ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

История Руси, Павел Владимирович Тулаев, Древняя Русь, Тулаев Павел Владимирович, История, История России

Previous post Next post
Up