Минюст предложил ввести абсолютную адвокатскую монополию
Владислав Куликов
Министерство юстиции России подготовило поправки в Государственную программу "Юстиция". Обнародованный проект обновляет приоритеты программы, в том числе задает направление движения в сторону так называемой адвокатской монополии. То есть представлять интересы граждан в судах смогут только адвокаты.
Недавно министр юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко сообщил, что готовится реформа, которая объединит практикующих юристов на базе адвокатуры. Необходимо пояснить: речь о тех юристах, которые представляют интересы граждан в судах. Заявление прозвучало на коллегии ведомства. Конкретные новеллы должны быть представлены в ближайшее время.
"Сейчас юридические услуги гражданам могут предоставлять лица, чья квалификация подтверждается только документами о высшем образовании, да и не всегда, - рассказывал ранее Константин Чуйченко. - В этом сегменте не установлены какие-либо правила допуска к оказанию юридической помощи. Нет стандартов, этических и дисциплинарных правил, в целом каких-либо механизмов контроля". По его словам, такая вседозволенность приводит к значительным нарушениям прав граждан и некачественному предоставлению услуг.
"Мы уже неоднократно обсуждали этот вопрос на разных площадках с научным и профессиональным сообществами. Здесь единственным адекватным решением может быть объединение практикующих юристов на площадке института адвокатуры", - сказал министр юстиции.
Серьезность подобных планов подтверждают и подготовленные поправки в программу "Юстиция". В проекте подчеркивается, что "одним из основных гарантов реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи и на судебную защиту является институт адвокатуры, который обеспечивает доступ граждан и юридических лиц к правосудию и непосредственно связан с публично-правовыми функциями, прежде всего через судебное представительство".
"В связи с этим развитие и совершенствование законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре является основой для повышения качества оказываемой квалифицированной юридической помощи, создания условий для консолидации юридической профессии и профессионализации судебного представительства", - говорится в проекте.
Руководитель практики правового сопровождения предпринимательства Бюро адвокатов "Де-юре" Константин Ткаченко подчеркнул, что вопрос адвокатской монополии на представительство в судах всегда вызывает бурную реакцию в профессиональном сообществе. "Адвокаты, по понятным причинам, всегда высоко оценивают подобные инициативы, тогда как юристы без специального процессуального статуса рассыпаются в критике и категорически возражают против введения монополии", - отметил он.
Подобного рода инициативы возникают с завидной регулярностью на протяжении уже многих лет. Несколько лет назад Минюстом была предложена концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи, одним из пунктов которой являлась адвокатская монополия на судебное представительство, но предполагалось ввести ее поэтапно, в течение 5 лет.
"Надо отметить, что подвижки в монополизации судебного представительства уже состоялись, - сказал Константин Ткаченко. - Стоит вспомнить "процессуальную революцию", которая установила для арбитражных представителей обязательность профильного образования. Более того, в процессуальных кодексах теперь указано, что за исключением мировых и районных судов, процессуальным представителем граждан и организаций может быть адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь и обладающее высшим юридическим образованием. Поэтому можно сказать, что адвокатская монополия возникла в России, но с допуском к представительству в судах юристов с подтвержденными профессиональными знаниями. Теперь же вновь возникло предложение ввести абсолютную адвокатскую монополию".
По его мнению, очередной виток дискуссии на эту тему связан с серьезным повышением государственных пошлин за совершение процессуальных действий. "Существует мнение, что повышение государственных пошлин повлечет за собой более высокие требования к судебным представителям, а возможность контроля за квалификацией и деятельностью судебных представителей есть только у адвокатуры, - изъяснил эксперт. - Поэтому, по всей видимости, вновь стал вопрос если и не о полной монополизации, то хотя бы о "лицензировании" через адвокатуру судебных представителей".
Он признал, что именно в профессиональной среде юристов очень сложно найти сторонников монополизации судебного представительства. "Возражения противников монополизации обычно сводятся к тому, что она просто не нужна, т.к. не имеет смысла. Однако такой подход является, по меньшей мере, неубедительным, ни у кого не вызывает внутреннего диссонанса то обстоятельство, что судья получает свой статус после прохождения профессионального экзамена, - продолжил руководитель практики правового сопровождения предпринимательства. - Функции прокуратуры в судебном процессе также могут исполняться только сотрудниками прокуратуры, которые хотя и не сдают квалификационный экзамен, но тем не менее [кандидаты] проходят через профессиональный отбор. Арбитражные управляющие также являются профессиональными участниками банкротных процессов с подтвержденной квалификацией. Также патентные поверенные осуществляют свою деятельность на основании специального статуса".
Кроме того, по мнению эксперта, в некоторых других профессиях ситуация аналогичная: например, врачи после получения профильного образования вправе заниматься только общей практикой, узкая специализация требует окончания ординатуры, по итогам которой сдается экзамен и выдается допуск к определенному виду врачевания. Аналогично происходит профессиональное становление пилотов, когда после завершения учебы в летном училище пилоту для допуска к полетам на некоторых моделях пассажирских самолетов требуется лицензия, подтверждающая профессиональные навыки именно для управления конкретной моделью самолета.
"Все эти примеры объединены высоким уровнем ответственности конкретного специалиста за жизнь, здоровье и, в конечном счете, судьбу граждан, - ответил Константин Ткаченко. - Кроме того, профессиональное регулирование также построено по единому принципу: допуск к определенной профессиональной деятельности предоставляется кандидату при наличии подтвержденного опыта и при условии сдачи квалификационного экзамена, проводимого профильными специалистами. Также на профессиональное сообщество в последующем возложены функции контроля за деятельностью специалиста с полномочиями приостановить его специальную лицензию на особенный вид деятельности".
Эксперт рассказал, что провел среди коллег судебных представителей, не обладающих статусом адвоката, небольшой опрос: почему они так противятся введению монополии? Притом что все опрошенные являлись профессионалами своего дела, несколько раз в неделю участвующими в различных судах в судебных заседаниях.
ИСТОЧНИК -
https://rg.ru/2024/10/10/miniust-predlozhil-vvesti-absoliutnuiu-advokatskuiu-monopoliiu.html