СМЕНА ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ И ЦИКЛОВ (64)

Jul 26, 2024 04:24





В своём развитии язычество пережило несколько исторических этапов, пройдя сложный и противоречивый путь: от архаичных истоков до новейших достижений и парадоксов.

До утверждения христианства и ислама у каждого из индоевропейских народов были собственные представления о мире, свой пантеон богов и веками сложившийся жизненный уклад. Вместе с тем, у генетически родственных народов в мифах, символах и обрядах есть немало общего.

В эпоху первобытнообщинного строя наши пращуры обожествляли природу и мир земных тварей. Они воспринимали окружающий мир как живое тело (пространство), как одушевлённый космос, освящённый магическими силами. Суть анимизма и фетишизма состояла в том, что животные и предметы символизировали сущности более высокого порядка.

Например, яйцо утицы было образом Рода. Яйцо воплощало собой начало начал и сам принцип рождения. У орфиков есть миф о Мировом яйце, из которого рождаются Уран (Небо) и Гея (Земля). По другим версиям из него появляются многоголовый Фанет, Протогон, Эрот, как символ зародыша. Обычай дарить крашеные яйца, известный со времен этрусков, дошёл до нашего времени в виде Пасхальных яиц.

Медведь и вол были воплощением Велеса. Велес (Волос, Vels, Velis) - один из древнейших богов индоевропейского пантеона, связанный с созвездием тельца. Он покровитель домашнего скота, богатства в целом и носитель мудрости. Велес был проводником в потусторонний мир Нави, находящийся в корнях Мирового Древа, где обитал подземный змий..



В глубокую архаику уходят культы космического Огня (ведического Агни, балтийского Угниса), могучего Ветра (Вайю, Стрибога, Посвиста), морского царя - Посейдона (Нептуна), лесного духа - Лешего (Ликшая), других духов и стихий.

Природа в целом изначально мыслилась в арийской традиции как двуполое существо. Подобно ведическому парному Божеству Дьява-Притхиви (Небо-и-Земля), она рождает себя из самой себя. У славян это половое единство выражено в образе Рода и Рожаниц.

Мать-Земля - одна из древнейших, хтонических Богинь, культ которых был широко распространен на нашем континенте в течение десятков тысячелетий эпохи матриархата. Архаичные женские Божества имели у родственных народов схожие имена (инд. Mahadevi, лат. Mater Matuta, балт. Матерь матерей, греч. Деметра, слав. Мать-Земля). По-видимому, именно к этому кругу принадлежат знаменитые глиняные фигурки Трипольской культуры и более древние «Венеры» эпохи палеолита, о которых уже была речь в первой главе.

В период матриархата был развит культ земного плодородия. Женское начало олицетворяли Рожаницы, Русалки, богини Лада и Леля, а также богиня судьбы Макошь (Доля, Среча, Лайма). Женской стихией считалась вся земная природа, которую называли Мать-Сыра Земля (греческие Деметра и Гея), хотя существовали и представления о небесной Праматери - Рее (Рейтии, Прие, Фрейе), которая, подобно ведической Рите и египетской Нут (Ночи), управляла вращением звёздного круга.

Когда стали развиваться патриархальные отношения, на первый план выступила мужская организующая и военная сила. Во всех странах в этот период выдвигаются мужские боги: Уран и Зевс - в Греции, Варуна и Индра - в Индии, Ахура Мазда и Митра - в Иране. Кто возглавил в этот период пантеон у славян? Одни ученые говорят, что таким божеством стал Сварог - Отец-Небо, другие, что им был Род - глава племени и родитель Вселенной.

Образ Рода как мужского начала в космосе, подобного ведическому Шива-лингаму, развился у славян до Бога Богов - Световида. Он символизирует органичную связь миров и его законы. В эллинской мифологии старшего Бога называли Зевсом, Дивом (Дием), а в балтийской традиции ему соответствует Диевс, Девас Куреяс - Бог-созидатель.

Значительное количество письменных памятников свидетельствует о бытовании Сварога. Он был одним из тех славянских богов, которые с восходом патриархата потеснил культ Матери-земли. В условиях общинно-родовых отношений творческая функция Сварога, по-видимому, не могла мыслиться иначе, как акт любви Отца-Неба и Матери-Земли. Их брак рождает светила, горы, реки. Атрибутами Сварога, родившего Солнце, были конь (или кони, везущие огненную колесницу) и вепрь (зооморфный символ солнца).

В эпоху становления феодальных отношений, когда стала формироваться русская государственность, общество на первый план выдвинуло культ бога Перуна, сына Сварога, покровителя княжеской дружины.  В действительности, это одно из более поздних имен Дия-Зевса.  Перун (Перкунас, Перкон), значит «громовержец». Он почитался у наших предков в качестве Бога войны, покровителя князей и воинов. Обряды в честь Перуна совершались у священного Дуба как символа Мирового Древа.

Известно, что в 980 году Перун возглавлял пантеон великого киевского князя Владимира. Но этот факт вовсе не говорит о том, что Перун был в то время всеобщим главным божеством. Перуну поклонялось княжеское окружение. В народе же - не менее важными считались и другие боги: Дажьбог - давший свет и другие блага, Хорс - олицетворявший солнце, Стрибог - властитель ветров, Семаргл - крылатый пес, охранявший поля, Макошь - богиня Судьбы.  Все они вошли наряду с Перуном в пантеон Владимира. Не были удостоены этой чести древние боги: Велес - «скотий бог», Лада и Леля - богини любви и брака.

Мокошь (Макошь, Мокоша) - была единственной из женских богинь, вошедших в княжеский пантеон, и о ней можно сказать подробнее. Она представлялась в образе красивой молодой женщины, которая прядет нить человеческой жизни. Ее атрибуты - прялка, веретено, кудель. Она покровительствует рукоделию, прядению, ткачеству. Слово «Мокошь» (mokos) означает само прядение, что сближают богиню со сказочной колдуньей, обладающей волшебным веретеном (западно-славянская Mokoska). Поэтому Мокошь иногда называют «небесной пряхой». По основным качествам Мокошь близка греческой Тихе и римской Фортуне. Одно из древних изображений Афины из Трои также включало веретено и прялку.

Славяне и балты называли Богиню Судьбы - Долей, Сречей или Лаймой, а также Суженицей (Sudice), поскольку она может судить людей, выносить приговор, приносить им счастье (долю) или несчастье (недолю).

Лайма с липы предвещает

Мне вольготную судьбу

Расти липой, цвести розой,

Носить бисерный венок.

В классической мифологии богиням Судьбы соответствуют греческие Мойры (буквально «доля»), римские Парки, скандинавские Норны (Njorna). Все они, так или иначе, выражают принцип генетической и небесной заданности. Мойры считались дочерями Ночи, которая породила звездное Небо, а его символ - колесо Судьбы (то есть Зодиак) - вращала всеведающая Фортуна.

В русских заговорах богиня Судьбы находится на волшебном острове Буяне, в море-океане. Там есть бел-горюч камень Алатырь, «всем камням отец»:

На том камне Алатыре

сидит на престоле

Царь-девица,

Швея-мастерица.

Вдевает нитку

рудо-желтую

в иглу булатную,

зашивает раны кровавые.

С наступлением христианства культ Мокоши-Судьбы не исчез, даже несмотря на попытку Церкви заменить древний образ богини Святой Параскевой (Пятницей), покровительствовавшей пряхам.

Каждому богу и богине в народной традиции соответствовал свой обряд почитания и своё место в годовом круге (коло). Боги отвечали за различные стороны жизни, покровительствовали различным сословиям, племенам и группам людей. Они рождались и умирали, как обновляется природа во время смены времён года.

В античные времена было несколько богов, олицетворявших идею вечно возрождающегося мира - Коляда, Дионис, Адонис, Осирис, Бахус (Вакх) - почитавшиеся у различных народов под разными названиями. В христианскую эпоху этих Богов заменил Спаситель Христос, чьё ежегодное воскрешение на Пасху истолковывается в сугубо духовном, метафизическом смысле. Ведь сам Иисус Христос - «Царь Небесный», он «не от мира сего», рождён «предвечно» и пребудет «во веки веков».

Здесь очевиден циклический подход к ритмам Вселенной и гармоничной с ними жизни людей, наличие связи богов с конкретными временами года, месяцами и днями. Иногда бывает даже трудно отделить название праздника от имени бога или богини: например, Ян (Янис) Купала - одновременно и праздник, и бог, а Кострома - и праздник, и богиня.

Замечено также, что существуют различия в системе календарных праздников даже у близких славянских народов. Например, украинцами не празднуется Комоедица (типичная для русских и белорусов). Русские по-другому понимают Великдень, нежели украинцы и поляки. Типичный для болгар Бадняк отсутствует у русских, украинцев и белорусов.

Несмотря на наличие многих специальных исследований о народном календаре, до сих пор не решена задача полноценной реконструкции традиционного языческого календаря как системы. Вместо этого, как правило, дается общий обзор народных обрядов и обычаев, где не различаются древние языческие праздники и новые христианские.

ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ «СМЕНА ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ» ИЗ КНИГИ ТУЛАЕВА П.В. «РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С.238-244). ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

История Средних веков, Древние славяне, Тулаев Павел Владимирович, Средние века, Павел Владимирович Тулаев, История Руси, Средневековье, Древняя Русь, Средние Века, История России

Previous post Next post
Up